ЭФФЕКТ СЕРИИ ИЛИ EINSTELLUNG У ПРОГРАММИСТОВ: ОБЗОР НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Эффект серии – это склонность, которая непосредственно предрасполагает организм к одному типу моторного или сознательного действия. Эффект серии наблюдается у людей различных профессий, в том числе и программистов. Цель работы – расширить знания программистов и преподавателей программирования об эффекте серии, его влиянии на работу программистов по- средством обзора научных исследований. Результаты этих научных исследований состояли в следующем. Эффект серии является одной из ловушек мышления программиста. Попав в ловушку, программист применяет не самые лучшие решения. Такие решения встречаются в программах современных студентов. При обучении программированию эффект серии наблюдается у половины студентов. На эффект серии влияет последовательность заданий. Чем больше опыт работы программиста, тем реже наблюдается эффект серии, вплоть до его отсутствия. При обновлении вводных курсов по программированию необходимо учитывать эффект серии. Вместе с ним может наблюдаться функциональная устойчивость, проявления которой часты у студентов. Рассмотренные исследования позволили систематизировать результаты, которые могут быть использованы в дальнейших исследованиях и практической работе, и планы исследований (их этапы, использованные задачи, рекомендации). На основе анализа исследований предлагается снижать влияние эффекта серии за счет расширения знаний программистов о новых подходах к решению задач, новых способах применения существующих решений, современных технологиях программирования, самом эффекте серии, а также расширения общего кругозора программистов, формулирования заданий и их порядка выполнения с учетом знания об эффекте серии, адаптации курсов по программированию в вузах с учетом знания об этом эффекте.

Ключевые слова:
эффект серии, Einstellung, психология, программирование, программная инженерия, обучение, психологическое исследование, обзор
Список литературы

1. Wittenberger, C. 1970, ‘The Energetic Economy of the Organism in Animal Evolution’, Acta Biotheoretica, vol. 19, iss. 3–4, pp. 171–185.

2. Peters, A. 2011, ‘The selfish brain: competition for energy resources’, American Journal of Human Biology, iss. 23, pp. 29–34, doi:https://doi.org/10.1002/ajhb.21106.

3. Peters, A., Schweiger, U., Pellerin, L., Hubold, C., Oltmanns, K. M., Conrad, M., Schultes, B., Born, J. & Fehma, H. L. 2004, ‘The selfish brain: competition for energy resources’, Neuroscience and Biobehavioral Reviews, vol. 28, iss. 2, pp. 143–180, doi:https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2004.03.002.

4. Grams, T. 1988, ‘Thinking Traps in Programming – A Systematic Collection of Examples’, IFAC Proceedings Volumes, vol. 21, iss. 18, pp. 95–100.

5. Lane, D. M. & Jensen, D. G. 1993, ‘Einstellung: Knowledge of the Phenomenon Facilitates Problem Solving’, Proceedings of the Human Factors and Ergonomics Society Annual Meeting, vol. 37, iss. 18, pp. 1277–1280.

6. Тухтиева Н. Х. Влияние типов изменения иррелевантных параметров задач на эффект установки // Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2014. Вып. 3. С. 41–48.

7. Luchins, A. S. 1942, ‘Mechanization in Problem Solving: The Effect of Einstellung’, Psychological Monographs, vol. 54, iss. 6. p. 3.

8. Warren, H. C. 1934, ‘Dictionary of Psychology’, Houghton Mifflin Co, Boston, New York.

9. Sergeyuk, A., Titov, S., Golubev, Ya. & Bryksin, T. 2023, ‘Overcoming the Mental Set Effect in Programming Problem Solving’, Proceedings of the 34th PPIG, pp. 22–36.

10. Binz, M. & Schulz, E. 2023, ‘Reconstructing the Einstellung Effect’, Computational Brain & Behavior, vol. 6, iss. 3, pp. 526–542.

11. Duncker, K. 1945, ‘On Problem-Solving’, Psychological Monographs, vol. 58, iss. 5.

12. Пруцков А. В. Тонкости программирования в примерах : учебник. М. : Курс, 2022. 232 с.

13. Пруцков А. В. Преподавание программирования на языке Java в вузе: педагогиче- ские аспекты // Гуманитарные исследования Центральной России. 2024. № 4. С. 62–68. DOI:https://doi.org/10.24412/2541-9056-2024-433-62-68.

14. Obispo, J. R. C., Castro, F. E. V. C. G. & Rodrigo, M. M. T. 2018, ‘Incidence of Einstellung Effect among Programming Students and its Relationship with Achievement’, in 1st Information Computing Education, Cebu City, Philippines, October 4–6, 2018, Cebu City.

15. Soloway, E. 1986, ‘Learning to Program = Learning to Construct Mechanisms and Explanations’, Communications of the ACM, vol. 29, iss. 9, pp. 850–858.

16. Castro, F. E. V. С. G. & Fisler, K. 2016, ‘On the Interplay Between Bottom-Up and Datatype-Driven Program Design’, in 47th ACM Technical Symposium on Computing Science Education, February 17, 2016, pp. 205–210.

17. Jones, M. 2007, ‘The Redesign of the Delivery of an Introductory Programming Unit’, Innovation in Teaching and Learning in Information and Computer Sciences, vol. 6, iss. 4, pp. 169–182, doi:https://doi.org/10.11120/ital.2007.06040169.

18. Talandron-Felipe, M. M. & Bonifacio, K. L. 2019, ‘Investigating Functional Fixedness among Novice Student Programmers’, in the 27th International Conference on Computers in Education, December, 2019.

19. Chrysikou, E. G. & Weisberg, R. W. 2005, ‘Following the Wrong Footsteps: Fixation Effects of Pictorial Examples in a Design Problem-Solving Task’, Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, vol. 31, iss. 5, p. 1134.

20. Tempel, T. & Frings, C. 2019, ‘Directed Forgetting in Problem Solving’, Acta Psychologica, iss. 201, 102955, doi:https://doi.org/10.1016/j.actpsy.2019.102955.

21. Wiese, E. S., Yen, M., Chen, A., Santos, L. A. & Fox, A. 2017, ‘Teaching Students to Recognize and Implement Good Coding Style’, in the 4th ACM Conference on Learning @ Scale, pp. 41–50.

22. Lenberg, P., Feldt, R. &Wallgren, L. G. 2015, ‘Behavioral Software Engineering: A Definition and Systematic Literature Review’, Journal of Systems and Software, iss. 107, pp. 15–37.

23. Bidlake, L., Aubanel, E. & Voyer, D. 2020, ‘Systematic Literature Review of Empirical Studies on Mental Representations of Programs’, Journal of Systems and Software, iss. 165, 110565.

24. Heinonen, A., Lehtelä, B., Hellas, A. & Fagerholm, F. 2023, ‘Synthesizing research on programmers’ mental models of programs, tasks and concepts – A systematic literature review’, Information and Software Technology, iss. 164, 107300, doi:https://doi.org/10.1016/j.infsof.2023.107300.


Войти или Создать
* Забыли пароль?