Россия
УДК 316.62 Социальное поведение
В сложившейся геополитической ситуации межпоколенческая преемственность в понимании и проявлении патриотизма в профессиональном сообществе Федеральной службы исполнения наказаний – органа управления уголовно-исполнительной системы является необходимым условием обеспечения социальной безопасности в стране, профилактики рецидивной преступности. Суть проблемы патриотизма в этой службе состоит в том, что подавляющее большинство ее сотрудников, а также курсантов ведомственных образовательных организаций относит себя к патриотам, существует потребность в изучении реальных типов их патриотического поведения и доминирующей тенденции в его динамике, чтобы на этой основе определить направления совершенствования патриотического воспитания. Цель эмпирического исследования состояла в выделении признаков межпоколенческой преемственности в понимании патриотизма и межпоколенческой солидарности в его проявлении в профессиональном сообществе Федеральной службы исполнения наказаний. Исследование строилось на предположении о том, что сотрудники и курсанты сходным образом понимают патриотизм, проявляют это чувство в поведении и оценивают себя в качестве патриотов своей страны. Выборка исследования состояла из двух групп по 127 человек: сотрудники (старшее поколение) и курсанты (младшее поколение). Выявлялись и сравнивались: определения понятия «патриотизм»; признаки патриотизма в поведении друг друга; самооценка ощущения себя патриотом России; типы патриотического поведения; показатели «слепого» и конструктивного патриотизма. В итоге было установлено ярко выраженное сходство в показателях патриотизма, которое характеризуется декларацией сильных ощущений себя как патриотов; доминирующим идеологическим типом патриотического поведения и умеренно выраженными проблемным и конформным его типами; преобладанием в обоих поколениях высокоуровневого конструктивного патриотизма над умеренным «слепым»; обнаружено лишь одно межгрупповое различие – в показателях проблемного типа патриотического поведения (этот показатель выше у сотрудников). В заключение дан прогноз динамики патриотизма в этом профессиональном сообществе.
Федеральная служба исполнения наказаний, профессиональное сообщество, патриотизм, курсанты и сотрудники, толкование патриотизма, наблюдаемые признаки патриотизма, типы патриотического поведения, «слепой» и конструктивный патриотизм, межпоколенческая солидарность
1. Кольцова В. А., Соснин В. А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 4. С. 89–98.
2. Гришко А. Я., Гришко Л. Е. Принцип патриотизма в уголовно-исполнительном праве // Юридическая наука и практика : вестник Нижегородской академии МВД России. 2019. № 4(48). С. 120–124. DOI:10.36511 /2078-5356-2019-4-120-12.
3. Васьков М. А., Верещагина А. В., Самыгин С. И. Механизм межпоколенческой солидарности в формировании патриотизма и управлении межэтническими отношениями в России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 2. URL: https://cyber leninka.ru/ article/n/mehanizm-mezhpokolencheskoy-solidarnosti-v- formirovanii-patriotizma-i-upravlenii-mezhetnicheskimi-otnosheniyami-v-rossii (дата обраще- ния: 15.03.2025).
4. Ивченков С. Г., Сайганова Е. В. Патриотизм как компонент общественного сознания: поколенческий ракурс измерения // Вестник Института социологии. 2019. Т. 10, № 1. С. 104–119. DOIhttps://doi.org/10.19181/vis.2019. 28.1.558.
5. Парма Р. В. Патриотизм поколений в современном российском обществе // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023. № 4. С. 20–29. DOIhttps://doi.org/10.26794/2226- 7867-2023-13-4-20-29.
6. Павлова Е. В., Аксенова А. В. Патриотическое воспитание как составляющая воспитательной работы с сотрудниками уголовно-исполнительной системы // Административное право и практика администрирования. 2015. № 6. С. 22–27. DOIhttps://doi.org/10.7256/2306- 9945.2015.6.18351.
7. Алиев Т. И. Государственно-патриотическое воспитание сотрудников правоохранительных органов и специальных служб России в педагогической аксиологии // Фило- софия образования. 2022. № 4. С. 123–133. DOIhttps://doi.org/10.15372/PHE 20220409.
8. Алиев Т. И. Конкретизированные требования руководящих документов по организации государственно-патриотического воспитания сотрудников правоохранительных органов и спецслужб России // Научные исследования в высшей школе: новые идеи, проблемы внедрения, поиск решений : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (Тюмень, 20 окт. 2022 г.). Уфа : Аэтерна, 2022. С. 98–103.
9. Иваненко В. С. Международный опыт патриотического воспитания подрастающего поколения // Управленческое консультирование. 2018. № 10(118). С. 160–168.
10. Цвекс М. В. Анализ зарубежных и российских подходов к изучению патриотизма личности // Психолог. 2024. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article /n/analiz-zarubezhnyh- i-rossiyskih-podhodov-k-izucheniyu-patriotizma-lichnosti (дата обращения: 18.03.2025).
11. Яковлева С. С., Григорьева А. А. Патриотическое воспитание молодежи за рубежом // Современное образование: традиции и инновации. 2019. № 4. С. 85–88.
12. Юревич А. В. Психологическая многогранность патриотизма // Психологический журнал. 2018. Т. 39, № 6. С. 86–94. DOIhttps://doi.org/10.31857/S02059590002253-4.
13. Касамара В. А. Многогранный патриотизм: от концепции к исследованию молодежных представлений // Журнал социологии и социальной антропологии. 2023. Т. 26, № 3. С. 201–233.
14. Schatz, R. T. & Staub, E. 1997, ‘Manifestations of blind and constructive patriotism: Personality correlates and individual-group relations’, in D. Bar-Tal, E. Staub (eds), Patriotism in the Lives of Individuals and Nations, pp. 229–245, Nelson-Hall, Chicago, IL.
15. Гордякова О. В., Лебедев А. Н. Чувство патриотизма и типы патриотического поведения молодых граждан России // Психологические и психоаналитические исследования. Ежегодник. 2017. С. 307–327.
16. Кугай А. И. Патриотизм как фактор гражданской идентификации и национального единства // Управленческое консультирование. 2018. № 5. С. 152–161. DOIhttps://doi.org/10.22394/1726- 1139-2018-5-152-161.
17. Rushina, М. А. & Kameneva, G. N. 2017, ‘Ethnic and Psychological Particularities of Patriotism in Students of the Cis Countries’, Man in India, vol. 97, iss. 16, pp. 213–223.
18. Gusacov, E. 2018, ‘Education for patriotism and the Arab-Israeli sector’, International Journal of Educational Development, vol. 60, pp. 138–148, doi:https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2017.11.005.
19. Filatov, B. A. 2022, ‘Philosophical Senses of Patriotism in the Conditions of Contemporary World Development: Perspective and Retrospective Dimensions’, Anthropological Measurements of Philosophical Research, vol. 21, pp. 63–71, doi:https://doi.org/10.15802/ampr.v0i21.260468.
20. Aydin, E., Bagci, S. C. & Kelesoglu, I. 2022, ‘Love for the globe but also the country matter for the environment: Links between nationalistic, patriotic, global identification and pro-environmentalism’, Journal of Environmental Psychology, vol. 80, doi:https://doi.org/10.1016/j. jenvp.2021.101755.
21. Hamada, T., Shimizu, M. & Ebihara, T. 2021, ‘Good patriotism, social consideration, environmental problem cognition, and pro-environmental attitudes and behaviors: a cross- sectional study of Chinese attitudes’, SN Applied Sciences, iss. 3, p. 361, doi:https://doi.org/10.1007/s42452- 021-04358-1.
22. Nedzinskaitė-mitkė, V. & Nerijus, S. 2022, ‘Modern National Identity and Patriotism’, Filosofija. Sociologija, vol. 33, iss. 3, doi:https://doi.org/10.6001/fil-soc.v 33i3.4772.
23. Trang, Do, Quang, Huy Ngo 2023, ‘Patriotism: The Philosophical Foundation of the Vietnamese People and its Manifestations in the Rural Villages’, Journal of the International Society for the Study of Vernacular Settlements, vol. 10, iss. 4, pp. 119–133.
24. Васильева С. В., Микляева А. В. Опросник конструктивного патриотизма (подростковая версия): психометрические характеристики // Психология человека в образовании. 2023. Т. 5, № 3. С. 458–472. DOI:https://doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-3-458-472.
25. Цветкова Н. А. Тенденции межпоколенной передачи традиционной духовно-нравственной ценности «патриотизм» в системе ФСИН России // Уголовно-исполнительная наука: история, тенденции и перспективы развития : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., посвященной 145-летию уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и 25-летию образования ФКУ НИИ ФСИН России (Москва, 26 апр. 2024 г.). М. : ФКУ НИИ ФСИН России, 2024. С. 55–65.
26. Лебедева Л. Г., Орлова Л. В. Патриотизм как актуальная социальная ценность российских поколений // Социодинамика. 2019. № 8. С. 52–61. DOIhttps://doi.org/10.25136/2409- 7144.2019.8.29256.
27. Корж Н. В., Каримова Л. Ф. Проблема патриотизма среди современной молодежи в условиях геополитической напряженности // Наука. Общество. Государство. 2022. Т. 10, № 4. С. 80–89. DOI:10. 21685/2307-9525-2022-10-4-9.
28. Маленков В. В. Образ патриотизма и гражданско-патриотические ориентации молодежи // Известия Саратовского университета. Сер. Социология. Политология. 2022. Т. 22, № 1. С. 60–65. DOIhttps://doi.org/10.18500/1818-9601-2022-22-1-60-65.
29. Отношение к патриотизму и патриотическая самоидентичность российской студенческой молодежи в условиях поляризации российского общества / Н. В. Муращенкова [и др.] // Социальная психология и общество. 2023. Т. 14, № 4. C. 68–88. DOI: 10.17759/ sps.2023140405.