Рязань, Россия
Рязань, Рязанская область, Россия
УДК 37.015.31 Психология воспитания и образования
Статья посвящена вопросу использования микроквалификаций как формы дополнительного образования, включая особенности функционирования этого процесса в вузах силовых ведомств. Показан приоритет информального об- учения, устраняющего дефицит навыков у специалистов как с высшим, так и со средним профессиональным образованием. Аргументируется главная функция дополнительного профессионального образования – обновление интеллекту- ального потенциала общества при помощи внедрения инновационных достиже- ний. Уточняется, что за последнее время значительно увеличилась потребность в микроквалификациях у молодежи еще до получения базового диплома, тогда как ранее дополнительное образование получали взрослые люди, проходя по- вышение квалификации или переквалификацию. Отмечается, что противоречие между стремлением системы дополнительного образования внедрять современные информационные технологии, включая про- дукты искусственного интеллекта, и несовершенством нормативно-правовой базы, отсутствием универсальных методик преподавания, неготовностью профессорско- преподавательского состава приводит к необходимости реформирования всей действующей системы высшей школы. Анализируются возможности гибридного и автономного обучения как базовой платформы для микроквалификаций. Рассматриваются современные проблемы дополнительного образования, освещаются преимущества микроквалификаций по сравнению с традиционной моделью обучения, финансовая выгодность при организации таких курсов для вузов. Уточняется актуальность получения микроквалификаций не только для молодежи, но и для состоявшихся профессионалов, желающих получить дополнительную квалификацию в своей области или совершенно новую. Приводятся примеры востребованных микроквалификаций, в том числе в силовых вузах. Обозначается ведущая роль искусственного интеллекта и инновационных технологий для построения образовательного процесса.
информатизация, микроквалификация, гибридное обучение, инновационные технологии, высшее образование, дополнительное образование, непрерывное образование, вузы силовых ведомств, курсанты, искусственный интеллект
1. Ермакова Ю. Д., Капустина Л. В., Ермаков А. К. Микроквалификации как эффективный компонент реализации профессиональной подготовки студентов технических специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2024. № 12. С. 325–336.
2. Нотова С. В., Подосенова И. А. Система ДПО как основа непрерывного профессионального образования // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 8-9. С. 134–143.
3. Колесникова О. А., Маслова Е. В., Околелых И. В. Кадровый балласт, или Почему система высшего образования не успевает за трансформацией рынка труда // Социально-трудовые исследования. 2023. Т. 52, № 3. С. 153–164.
4. Коршунов А. И., Тюнин А. М., Ширкова Н. Н., Мирошников М. С., Фролова О. А. Как учатся взрослые: факторы выбора образовательных программ // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 2. С. 286–314.
5. Елистратова Н. Н. Гибридное обучение как инновационная образовательная технология // Неделя российской науки в Рязанском филиале Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя : сб. науч. тр. Всерос. науч.-практ. конф. (Рязань, 1–8 февраля 2024 г.). Рязань, 2024. С. 42–44.
6. Амбарова П. А., Зборовский Г. Е. Научно-педагогическое сообщество в российских вузах в условиях осуществления программы «Приоритет-2030»: проблемы и перспективы // Высшее образование в России, 2022. № 31(1). С. 59−71.
7. Ирхин В. Н., Ирхина И. В., Собянин Ф. И., Кравец А. О. Проблемы и перспективы развития системы дополнительного профессионального образования научно- педагогических кадров вузов России // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2023. Т 42, № 2. С. 242–251.
8. Яновская Г. А. Современное состояние и проблемы развития дополнительного образования // Научно-педагогическое обозрение. 2024. Вып. 1(53). С. 17–24.
9. Богоудинова Р. З., Логинова Р. М. Трансформация системы дополнительного профессионального образования педагогов в контексте национального проекта «Образование» // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 2(63). С. 363–367.
10. Светунькова А. К. Нейронное дело: как ИИ помогает в борьбе с преступностью // Известия. 10.09.2023: сайт. URL: https://iz.ru/1569903/alena-svetunkova/neironnoe-delo-kak- ii-pomogaet-v-borbe-s-prestupnostiu (дата обращения: 01.02.2025).
11. Мироненко Е. С. Дополнительное профессиональное образование в современной России: проблемы и тенденции развития // Образование и право. 2022. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/ar ticle/n/dopolnitelnoe-professionalnoe-obrazovanie-v- sovremennoy-rossii-problemy-i-tendentsii-razvitiya/viewer (дата обращения: 03.02.2025)
12. Терников А. А., Бляхер М. Л. Спрос на знания, умения и навыки в вакансиях: кого готовит университет? // Мир России. 2023. Т. 32, № 2. С. 74–96.
 Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International
                                                            Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International
                        
                    
 
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         
                                     
                             
                             
                                                         
 
                                     
                                     
                                    

