Москва, Россия
УДК 37.01 Основы воспитания, образования и обучения (материальные, теоретические, философские и т.п.)
Сократ и Платон, закладывая фундамент теоретического педагогического знания, с одной стороны, показали, что добродетели, которую они понимали как знание, нельзя научить человека посредством передачи ему соответствующих знаний, с другой – Платон рассматривал возможность обучения добродетели через поддержку наставником усилий ученика по припоминанию того истинного знания, которое содержится в его душе.
арете, обучение добродетели, содействие припоминанию душой истины, Платон, Сократ, диалоги Платона «Протагор», «Менон», «Теэтет», теоретическое знание
1. Астафьева Е. Н. Задачи и способы постижения педагогического прошлого в контексте проблем теории и практики современного образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2021. № 3. С. 31–37.
2. Астафьева Е. Н. Изучение педагогических инноваций в историко-педагогическом контексте // Инновационные проекты и программы в образовании. 2019. № 1. С. 62–66.
3. Астафьева Е. Н. Российские исследователи о познавательном потенциале историко-педагогического знания: второе десятилетие ХХI века // Инновационные проекты и программы в образовании. 2021. № 6. С. 36–45.
4. Астафьева Е. Н. Теория и практика современного образования в пространстве историко-педагогического процесса // Инновационные проекты и программы в образовании. 2023. № 3. С. 35–39.
5. Беженарь М. С. Многоаспектность проблемы человека в античной философии в свете учения Сократа // Культура и цивилизация. 2022. № 1(15). С. 97–103.
6. Бездухов В. П. Воспитание добродетельного учащегося как многоплановый процесс // Самарский научный вестник. 2022. Т. 11, № 3. С. 235–240.
7. Бойко О. А. Учение Платона о душе // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. Т. 10-1(61). С. 67–72.
8. Большой толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. М. : Стандарт, 2019. 896 с.
9. Греческая философия / под ред. М. Канто-Спербер ; пер. с фр. В. П. Гайдамака, М. А. Графовой. М. : Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2006. Т. 1. 524 с.
10. Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. М. : Наука, 1977. 333 с.
11. Ефремова О. Н. Самость: предпосылки современной дефиниции // Национальная ассоциация ученых. 2015. № VIII(13). С. 160–163.
12. Зудилина Н. В. Влияние значений греческого понятия «ἀρετή» на семантику латинского понятия «virtus» как одна из причин полисемантического понятия «виртуальный» в XX–XXI в. // Logos et Рraxis. 2019. Т. 18, №. 1. С. 5–14.
13. Ивонин Ю. П., Ивонина О. И. Политическая антропология Платона // Идеи и идеалы. 2019. Т. 11, № 1, Ч. 1. С. 103–128.
14. Йегер В. Пайдейя: воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем) / пер. с нем. М. Н. Ботвинника. М. : Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1997. Т. 2. 334 с.
15. Каменева О. Л. Этика добродетели в педагогике: совершенство как цель нрав- ственного воспитания // Педагогический журнал. 2019. Т. 9, № 1А. С. 508–517.
16. Корнетов Г. Б. Миф об изобретении письменности в диалоге Платона «Федр»: современное осмысление идеи Сократа и Платона о преимуществе устного слова в обучении. Статья 1. Содержание мифа Платона об изобретении письменности и его ак- туализация в эпоху информационно-коммуникационных технологий // Инновационные проекты и программы в образовании. 2021. № 1. С. 16–27.
17. Корнетов Г. Б. Миф об изобретении письменности в диалоге Платона «Федр»: современное осмысление идеи Сократа и Платона о преимуществе устного слова в обучении. Статья 2. Трактовка мифа Платона в работах Ж. Деррида и М. Фуко // Инновационные проекты и программы в образовании. 2021. № 2. С. 33–44.
18. Корнетов Г. Б. Миф об изобретении письменности в диалоге Платона «Федр»: со- временное осмысление идеи Сократа и Платона о преимуществе устного слова в обучении. Статья 3. Трактовка мифа Платона в российских исследованиях 2000–2010 гг. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2021. № 3. С. 19–30.
19. Корнетов Г. Б. О значении живого общения наставника и ученика, устного слова педагога в современном образовании // Инновационные проекты и программы в образовании. 2021. № 5. С. 6–12.
20. Корнетов Г. Б. Проблема обучения добродетели в контексте идей Сократа и Пла- тона. Статья 1. Постановка проблемы. Восхождение к арете // Инновационные проекты и программы в образовании. 2023. № 6. С. 18–29.
21. Корнетов Г. Б. Устное слово и письменная речь в деятельности наставника: педагогическая интерпретация диалога Платона «Федр» в эпоху ИКТ и цифровизации образования : монография. М. : АСОУ, 2021.
22. Кремер Г. И. Арете по Платону и Аристотелю / пер. с нем. Д. В. Скляднева. СПб. : ИМХО-ПРЕСС, 2014. 479 с.
23. Майевтика. URL.: https://bigenc.ru/c/maievtika-9735e1 (дата обращения: 04.03.2024).
24. Мочалова И. Н. Можно ли научиться добродетели? (софисты, Исократ и Платон о вос- питании) // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2014. Т. 15, Вып. 4. С. 44–50.
25. Никишов С. Н. Память в представлениях мыслителей Древней Греции // Инженерные технологии и системы. 2007. № 2. С. 73–75.
26. Новая философская энциклопедия : в 4 т. / под науч. ред. В. С. Степина и др. М. : Мысль, 2010. Т. 1. А–Д. 741 с.
27. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М. : Боль- шая российская энциклопедия, М., 2002. 527 с.
28. Петрова Г. И. Философские истоки духовной ауры классического университета // Вестник Томского государственного университета. Сер. Культурология и искусствоведение. 2013. № 4(12). С. 241–245.
29. Платон / сост. Г. Б. Корнетов. М. : Издат. дом Шалвы Амонашвили, 2000. 222 с.
30. Платон. Менон // Платон. Собр. соч. : в 4 т. / пер. с древнегреч.; под общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. М. : Мысль, 1990. Т. 1. С. 575–612.
31. Платон. Протагор // Платон. Собр. соч. : в 4 т. / пер. с древнегреч.; под общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. М. : Мысль, 1990. Т. 1. С. 418–476.
32. Платон. Теэтет // Платон. Собр. соч. : в 4 т. / пер. с древнегреч.; под общ. ред. Л. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. М. : Мысль, 1993. Т. 2. С. 192–274.
33. Примечания // Платон. Собр. соч. : в 4 т. / пер. с древнегреч.; под общ. ред. А. Ф. Ло- сева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. М. : Мысль, 1990. Т. 1. С. 682–842.
34. Тарасова Л. В. От αρετη к παιδεια: сакральные аспекты воспитания гражданина в Древней Греции // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Культура. История. Философия. Право. 2017. № 1. С. 45 –53.
35. Философия науки / под ред. С. А. Лебедева : учеб. пособие для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М. : Академический Проект; Альма Матер, 2007. 731 с.
36. Шабельников В. К. История психологии. Психология души : учеб. для вузов. 2-е изд. М. : Академический проект ; Гаудеамус, 2013. 397 с.
37. Шевцов К. П. Философия памяти / Русская христианская гуманитарная академия, СПб. : Изд-во РХГА, 2018. 408 с.
