УДК 378.1 Организация высшего образования. Организация работы высшего учебного заведения
В статье обсуждается проблема экзистенциального самоопределения будущего учителя как некоего внутреннего ресурса профессионала, проявляющегося, с одной стороны, в готовности к переменам, мобильности, способно- сти к нестандартным трудовым действиям, ответственности и самостоятельности при принятии решений, с другой – способствующего осмыслению ценности профессии учителя, экзистенциальному выбору как ключевой стратегии преодоления внутренних и внешних противоречий. Предлагается для экзистенциального самоопределения студента использовать обучение служением педагогическому делу, поскольку именно данное средство сочетает в себе возможность выработать личностную уникальность, педагогическую самость, «прожить» все экзистенциалы бытия учителя, интериоризировав в себе ценность миссии служения просвещению народа, и принести пользу обществу, применяя свои профессиональные навыки. Концептуальная идея методики обучения служением педагогическому делу основана на усилении динамики экзистенциального самоопределения через взаимосвязь свободы, выбора, события и на признании того, что служение и учение имеют равную ценность, усиливая результаты и значимость каждого компонента для студентов, а в целом – для воспитания будущего учителя как ответственного гражданина. В статье выделяются три уровня влияния обучения служением на экзистенциальное самоопределение будущего учителя (мировоззренческий, интеллектуальный, уровень самооценки); два критерия эффективности (внешний – окружение, которое благодаря служению становится примером и идеа- лом сотрудничества между вузом и иными образовательными учреждениями; внутренний – личностный рост студента, позитивная система его отношений к миру, профессии; самодисциплина; стремление совершенствоваться, верность долгу служения). Описывается пример работы Воронежского государственного педагогического университета по обучению студентов служением педагогическому делу. Описывается содержание семинаров «Нравственная высота Служения», «Служение педагогическому делу как экзистенциал бытия учителя: философско-педагогический смысл». Практической реализацией подхода обучения служением педагогическому делу явилось активное вовлечение студентов в работу в психолого-педагогических классах.
педагогическое образование, будущий учитель, экзистенциальный подход, экзистенциальное самоопределение, служение, педагогический труд
1. Isaev, E. A. 2015, ‘Student’s linguistic personality and multicultural self-organization through foreign language teaching language and culture’, iss. 1(29), pp. 96–103.
2. Музалева Д. А. Профессиональная жизнестойкость педагога как частный случай жизнестойкости личности // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10, № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/43PDMN322.pdf (дата обращения: 11.10.2024).
3. Володина Т. В. Психолого-педагогическая модель развития жизнестойкости педагога : автореф. … дис. канд. психол. наук. Самара. 2014. 24 с.
4. Гришина Н. В. Введение в экзистенциальную психологию: учеб. пособие. СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та. 2015. 120 с.
5. Исаев Е. А. Экзистенциальный взгляд на культурное самоопределение лично- сти: опыт педагогического осмысления // Ярославский педагогический вестник. 2024. № 2(137). С. 45–53.
6. Сафронова О. В. Проблема самоактуализации личности в психолого-педагогической литературе // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического ун-та. 2011. № 1. С. 132–138.
7. Репринцев А. В. Экзистенциальный выбор личности в условиях социальной неопределенности: факторы и механизмы социально-нравственного самоопределения молодежи // Страховские чтения. 2023. № 31. С. 208–218.
8. Рожков М. И. Воспитание свободного человека : монография. М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. 264 с.
9. Рожков М. И. Концепция экзистенциальной педагогики // Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4(33). С. 73–77.
10. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Педагогика индивидуальности : учебник и практикум для вузов. М. : Юрайт, 2024. 410 с.
11. Теоретико-методические основания экзистенциальной педагогики : коллективная монография : в 2 т. / под науч. ред. М. И. Рожкова. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2023. Т. 1. 295 с.
12. Верховцев К. Н., Алексеев Н. А. Экзистенциальная педагогика : учеб. пособие для вузов. М. : Юрайт, 2024. 272 с.
13. Репринцев А. В. Теоретико-методические основания экзистенциальной педагогики : коллективная монография : в 2 т. / под науч. ред. М. И. Рожкова. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2023. Т. 1. С. 52–81.
14. Репринцев А. В. Диалектика отношений учителя и культуры в условиях социальной неопределенности. Остается ли педагог субъектом культуры общества будущего? // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2022. № 3(63).
15. Обучение служением : метод. пособие / под ред. О. В. Решетникова, С. В. Тетерского. М. : АВЦ. 2020. 216 с.
16. Моисеенко М. В. Нравственный феномен служения // Вестник РУДН. Серия: Философия. 2017. Т. 21, №. 3. С. 338–345.
17. Сгонник Л. В. О готовности к педагогической профессии как служению // Таврический научный обозреватель. 2016. № 8(13). С. 5–8.
18. Личностный потенциал. Структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл. 2011. 680 с.
19. Рабочая книга психолога : пособие для специалистов, работающих с персоналом / под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача. Л. Г. Лаптева. М. : Изд-во Института психотерапии, 2001. 640 с.
20. Буторина Т. С., Демченко З. А. Ценностное отношение будущего учителя к про- фессиональной деятельности как педагогическая проблема. URL: http://www.emissia. org/offline/2006/1064.htm (дата обращения: 13.10.2024).
21. Булатников И. Е., Исаев И. Ф. Развитие системы нравственных ценностей молодежи в условиях кризиса культуры: диалектика вечного и временного // Психолого-педагогический поиск. 2012. № 24. С. 23–35.
22. Булатников И. Е. Социально-нравственное развитие молодежи в условиях деструкции общественной морали // Психолого-педагогический поиск. 2012. № 23. С. 60–72.
23. Репринцев А. В. Диалектика социального и индивидуального в процессе нравственного самоопределения личности будущего специалиста // Практико-ориентированность как основа развития высшего и среднего профессионального образования. Казань, 2024. С. 28–31.
24. Репринцев А. В. Развитие мотивов личностного и профессионального роста будущих специалистов в образовательной среде университета // Высшее и среднее профессиональное образование России: вчера, сегодня, завтра. Казань, 2023. С. 56–62.
