Рязань, Россия
УДК 37.015.3 Педагогическая психология
В статье представлены актуальные подходы к исследованию психологического феномена понимания как ключевого аспекта проблемы формирования правопонимания курсантов ведомственных образовательных организаций. Проанализированы различные подходы к трактовке термина «понимание»: субъектный, когнитивный, методологический, семантический и логический. Рассмотрены основные характеристики (глубина, полнота и отчетливость), функции и формы понимания, определяемые характером познавательных ситуаций. Особое внимание уделяется типам понимания, которые рассматриваются в соответствии с традиционным направлением психологических исследований. Представлен анализ исследований роли понимания в обучении на этапе высшего образования. Раскрывается значимость формирования правопонимания в образовательном процессе ведомственных организаций. Определено, что высокий уровень понимания правовых норм и их интерпретации способствует эффективности подготовки курсантов к профессиональной деятельности в уголовно-исполнительной системе.
характеристики понимания, функции понимания, типы понимания, формы понимания, уровни понимания, правопонимание, формирование правопонимания
1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК. 2003. 672 с.
2. Знаков В. В. Понимание в мышлении, общении, человеческом бытии М. : Институт психологии РАН, 2007. 479 с.
3. Черемисова И. В. Личностные характеристики как составляющие правового сознания студента вуза // Человек: преступление и наказание. 2022. Т. 30, № 4. С. 641–647.
4. Коржавина Н. В. Проблема понимания в образовании // Современные наукоемкие технологии. 2006. № 7. С. 73–75. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23016 (дата обращения: 02.11.2024).
5. Борзова Т. В. Теоретические основы понимания в обучении : монография. Хабаровск : ДВГГУ, 2013. 340 с.
6. Квасюк Т. Я. Понимание как мыслительный процесс // Вестник Костромского государственного университета. Сер. Педагогика. Психология. Социокинетика. 2010. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponimanie-kak-myslitelnyy-protsess (дата обращения: 05.11.2024).
7. Шадриков В. Д. Понимание: определение и механизмы // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15, № 4. С. 17–24.
8. Розанов В. В. О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания. СПб. : Наука, 1994. 540 с.
9. Воронин В. М., Ицкович М. М. Понимание и ценности (норма и патология) : монография. Екатеринбург : Издательский дом «Ажур», 2018. 306 с.
10. Борзова Т. В. Психология обучения студентов пониманию : дис. ... д-ра психол. наук. Хабаровск, 2015. 518 с.
11. Знаков В. В. Многомерный мир человека: типы реальности, понимания и социального знания // Вестник Московского университета . Сер. 14. Психология. 2012. № 3 С. 18–29.
12. Борзова Т. В., Мосунова Л. А. Условия развития смыслового понимания информации в процессе обучения // Вестник НГПУ. 2020. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ usloviya-razvitiya-smyslovogo-ponimaniya-informatsii-v-protsesse-obucheniya (дата обращения: 10.11.2024).
13. Черемисова И. В. Актуальные психолого-педагогические и социально-психологические проблемы повышения квалификации сотрудников образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний // Человек: преступление и наказание. 2020. Т. 28, № 4. С. 613–619.
14. Юшко А. В. Понимание права: теоретико-методологический аспект : дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2007. 178 с.
15. Евдеева Н. В. Правосознание и правопонимание: диалектика взаимодействия // Современное право. 2007. № 7. С. 48–53.
16. Коробов Е. Т. Понимание как дидактическая проблема // Московский психологический журнал. 2005. № 11.
