ОБ ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ – БЫВШИХ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ», ОСУЖДЕННЫХ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлены основные результаты работы экспериментальной площадки, функционировавшей на базе ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ря- занской области. Целью эксперимента явилась разработка эффективных методов коррекции личности осужденных – бывших сотрудников правоохранительных органов как способа их психолого-педагогического сопровождения. Достижение цели эксперимента обеспечивалось в рамках реализации следующих задач: психологическая диагностика, психологическая профилактика, психологическая коррекция, психологическое просвещение. В рамках психологической диагностики личности осужденных – бывших сотрудников правоохранительных органов были использованы различные методы (опрос, анализ личных дел, анкетирование) и методики («Диагностика мотивационной структуры личности» В. М. Мильмана, «Индивидуально-типологический опросник» Л. Н. Собчик). Было проведено психологическое обследование 74 лиц в возрасте от 22 до 50 лет, отбывающих наказание за коррупционные преступления. Выявлены следующие особенности личности осужденных – бывших сотрудников правоохранительных органов: завышенный уровень притязаний, потребность в авторитете и признании, повышенное стремление к должностному росту, резкость в поведении с окружающими людьми, критичность к мнению окружающих, выраженное стремление к открытому общению и расширению контактов, коммуникабельность, низкий уровень эмпатии по отношению к окружающим. Психологическая профилактика была направлена на предупреждение отрицательных явлений в среде осужденных (прогнозирование возможных социально-психологических проблем, возникающих в местах лишения свободы, создание бла- гоприятного психологического климата для исправления осужденных, предупреждение конфликтных ситуаций). Психологическая коррекция личности осужденных – бывших сотрудников правоохранительных органов проводилась с учетом специфики специализированного исправительного учреждения и его режимных требований. Психологическая коррекция была направлена на снижение критичности к мнению окружающих, снижение резкости в поведении с другими осужденными, повышение уровня эмпатии по отношению к другим людям. В рамках психологического просвещения деятельность была направлена на формирование позитивных установок у осужденных. Основными формами психологического просвещения выступали лекции и семинары по вопросам коррупции, ее последствий для общества и экономики, обсуждение правовых аспектов коррупционных преступлений; использование информационных буклетов; просветительских стендов.

Ключевые слова:
осужденные за коррупционные преступления, коррупци- онное поведение, экспериментальная площадка, исправительное учреждение, психологическая диагностика, психологическая профилактика, психологическая коррекция, психологическое просвещение
Список литературы

1. Ушатиков А. И., Ганишина И. С. Психологическая типология и классификация осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России: история и современное состояние // Международный пенитенциарный журнал. 2015. № 4. С. 76–81.

2. Маркелова О. Н. Теоретико-правовые основы инновационной деятельности в уголовно-исполнительной системе // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. № 3. С. 228–237. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-pravovye-osnovy-innovatsionnoy-deyatelnosti-v-ugolovno-ispolnitelnoy-sisteme (дата обращения: 01.12.2022).

3. Ушатиков А. И., Ганишина И. С. Проблемы психологического обеспечения инновационной деятельности в уголовно-исполнительной системе: ретроспективный анализ и современное состояние // Прикладная юридическая психология. 2015. № 4. С. 38–43.

4. Ганишина И. C. О психологической коррекции коррупционного поведения осужденных в местах лишения свободы // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития : сб. материалов V Всерос. симпозиума (с международным участием), посвященного 145-летию уголовно-исполнительной системы и 90-летию Академии ФСИН России (г. Рязань, 11–12 апр. 2024 г.) Рязань : Академия ФСИН России, 2024. С. 432–437.

5. Ганишина И. С., Гусева А. С. К вопросу об изучении мотивационной сферы осужденных за коррупционные преступления // Вестник Самарского юридического института. 2022. № 2(48). С. 93–100.

6. Ганишина И. С., Гусева А. С. Коррупционное поведение сотрудников правоохранительных органов: теоретический анализ проблемы // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 4. С. 34–38.

7. Ганишина И. С., Гусева А. С. Особенности психолого-педагогического сопровождения осуж денных за коррупционные преступления // Антропоцентрические науки в образовании : материалы XVI Междунар. науч.-практ. конф. Воронеж : Научная книга, 2022. С. 224–228.

8. Ганишина И. С. Психологическая, воспитательная и социальная работа с осужден- ными за коррупционные преступления // Антропоцентрические науки в образовании : монография. Воронеж : Научная книга, 2023. С. 243–253.

9. Ханахмедова Л. В., Данилова И. Ю., Мачкасов А. И. Психолого-педагогическое сопровождение осужденных за коррупционные преступления : учеб. пособие. Рязань : Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя, 2014. 100 с.

10. Гусева А. С. О психологической работе с осужденными за коррупционные преступления // Пенитенциарная система России в современных условиях развития общества: от парадигмы наказания к исправлению и ресоциализации : сб. материалов науч.-практ. конф. : в 3 ч. Вологда, 2023. Ч. 3. С. 156–160.

11. Сочивко Д. В., Ганишина И. С., Марьин М. И. и др. Психологические особенности преступников-коррупционеров, отбывающих наказания в местах лишения свободы // Психология и право. 2020. Т. 10. № 3. С. 5–19.

12. Ганишина И. С. Программа психологического просвещения как средство профи- лактики наркотической зависимости осужденных // Прикладная юридическая психология. 2014. № 3. С. 53–60.

13. Ушатиков А. И., Ганишина И. С. Личность наркозависимого осужденного и ее особенности // Человек: преступление и наказание. 2015, № 3(90). C. 194–197.

14. Детков, А. П. Организация и проведение психологической работы с осужденными, упреждающей деструктивные процессы в местах лишения свободы // Общество и право. 2011. № 1(33). С. 134–138.


Войти или Создать
* Забыли пароль?