УДК 37.013.42 Социальная педагогика
В статье рассматриваются проблемы этнической социализации молодежи в современном постиндустриальном мире, риски и противоречия экзистенциального самоопределения юношества в условиях транзитивного общества. В поле зрения оказались система экзистенциальных ценностей молодежи, влияние информационной среды, процесс формирования традиционных, этнотипичных качеств личности, содержание и характер межпоколенческих связей. Особое внимание обращается на механизмы культурной трансмиссии, ретрансляцию социального опыта входящим в самостоятельную взрослую жизнь поколениям российской молодежи. Подчеркиваются сложности экзистенциального самоопределения молодежи в условиях транзитивного общества, выбора молодыми людьми целей и смыслов собственного бытия, понимания сущности и критериев социальной успешности личности. Приводятся результаты масштабных эмпирических исследований, показываются динамика и результаты процессов этнической социализации молодежи в современном поликультурном мире.
педагогика и психология профессионального образования, социальная педагогика, этническая социализация молодежи, экзистенциальное самоопределение личности, культурная трансмиссия, социальное становление личности в транзитивном обществе, риски этнической социализации молодежи
1. Булатников И. Е. Деструкция морального сознания современного российского общества как проблема теории и практики социального воспитания молодежи // Вестник Костромского государственного университета. 2012. Т. 18, № 1-1. С. 146–152.
2. Булатников И. Е. Современные проблемы социально-нравственного воспитания молодежи сквозь призму концепции А. С. Макаренко: диалектика вечного и временного // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2013. № 2(17). С. 58–65.
3. Булатников И. Е. Философско-педагогическое наследие Б. З. Вульфова и реалии современного российского образования: векторы деструкции социальности молодежи // Берегиня. 777. Сова. 2022. № 1(52). С. 185–200.
4. Байбородова Л. В., Рожков М. И. Воспитательная деятельность. М. : КноРус, 2023. 402 с.
5. Рожков М. И. Свобода и воспитание // Теоретико-методические основания экзистенциальной педагогики : коллективная монография. Ярославль, 2023. С. 25–33.
6. Бауман З. Текучая современность : пер. с англ. / под ред. Ю. В. Асочакова. СПб. : Питер, 2008. 240 с.
7. Андреева Г. М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 6(20). С. 1. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 30.10.2024).
8. Андреева Г. М. Презентации идентичности в контексте взаимодействия // Психологические исследования. 2012. Т. 5, № 26. С. 1. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 30.10.2024).
9. Марцинковская Т. Д. Идентичность в транзитивном и виртуальном пространстве // Вестник РГГУ. Сер.: «Психология. Педагогика. Образование». 2018. № 4(14). С. 11–20.
10. Баландин Д. Н. Социально-нравственное развитие детей и молодежи в «цифровую эпоху»: станут ли современные подростки истинными патриотами своей страны? / Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2023. № 3-4 (58-59). С. 247–263.
11. Баландин Д. Н. Преодоление деструктивного влияния информационной среды в процессе формирования этнокультурной идентичности подростков: социально-психологический анализ // Молодежь и общество: теоретические модели и реальность : сб. ст. Воронеж, 2024. С. 324–328.
12. Баландин Д. Н. Психологические факторы преодоления деструктивного влияния информационной среды в формировании этнокультурной идентичности подростков // Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст : сб. ст. Кострома, 2024. С. 425–429.
13. Ахо Ф. Р. М. Т. Кросс-культурный подход в анализе процессов этнической социализации современных подростков // Берегиня. 777. Сова. 2022. № 2-3(53-54). С. 114–129.
14. Ахо Ф. Р. М. Т. Проблемы и опыт этнической социализации подростков Бенина в контексте строительства многополярного мира // Теория и практика современного воспитания и обучения : сб. ст. / ред. А. Н. Махинин. Воронеж : ВГПУ, 2023. С. 417–425.
15. Баландин Д. Н. Этническая социализация подростков в условиях эскалации влияний информационной среды // Этнокультурные феномены в образовательном процессе : сб. ст. Чебоксары : ЧГПУ, 2024. С. 35–46.
16. Сухоруков И. С. Подростковые сообщества в социальных сетях как фактор формирования этнокультурной идентичности личности: риски социализации поколения «Z» // Гуманизация образовательного пространства : материалы Междунар. форума. Саратов, 2021. С. 390–400.
17. Булатников И. Е. Деструкция общественной морали как проблема современного социального воспитания молодежи // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2. № 5. C. 24–30.
18. Булатников И. Е. Развитие системы нравственных ценностей молодежи в усло- виях кризиса культуры: диалектика вечного и временного // Психолого-педагогический поиск. 2012. № 4(24). С. 23–35.
19. Пашков С. В. Духовная парадигма и нравственный выбор русского человека в контексте глобализации современного мира // Берегиня. 777. Сова. 2021. № 4(51). С. 180–192.
20. Пашков С. В. Духовно-нравственное развитие личности в современном мире как противостояние добра и зла: миссия институтов образования // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2022. № 2-3(53-54). С. 85–94.
21. Сухоруков И. С. Традиции народа в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростков: итоги и выводы эмпирического исследования // Этнокультурные феномены в образовательном процессе : сб. ст. Чебоксары : ЧГПУ, 2021. С. 329–338.
22. Сухоруков И. С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи как ответ системы социального воспитания на глобальные вызовы современного мира // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: междисциплинарный дискурс : сб. ст. Ярославль : ЯГПУ, 2021. С. 247–252.
23. Марцинковская Т. Д. Личность в изменяющемся цифровом мире: новая феноменология и закономерности // Вопросы психологии. 2023. Т. 69, № 6. С. 3–12.
24. Марцинковская Т. Д. Новые методологические подходы современной психологии в цифровом обществе // Психологический журнал. 2023. Т. 44, № 2. С. 132–136.
25. Сухоруков И. С. Мотивационно-оценочные характеристики дифференциации «своих» и «чужих» в полиэтничной подростковой среде // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. № 4. С. 14–24.
26. Баландин Д. Н. Психологическое сопровождение процесса формирования этнокультурной идентичности подростков на основе межпоколенного диалога // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского гос. ун-та. 2023. № 4(68). С. 318–325.
27. Баландин Д. Н. Психологическая поддержка личностного самоопределения под- ростка в поликультурной среде учреждения дополнительного образования // Вестник Калужского университета. Сер.: 1. Психологические науки. Педагогические науки. 2024. Т. 7, № 1(22). С. 33–40.
28. Баландин Д. Н. Межпоколенный диалог в системе факторов формирования этнокультурной идентичности младших школьников // Проблемы и перспективы дошкольного и начального образования: современный научный поиск : сб. ст. Курск : КГУ, 2024. С. 278–286.
29. Сухоруков И. С. Культурная трансмиссия в системе средств формирования этнокультурной идентичности подростков: риски цифровизации // Актуальные проблемы развития личности в условиях современных реалий. Ереван, 2022. С. 653–669.
30. Сухоруков И. С. Ценностно-смысловые основы свободного самоопределения подростка в социальной среде: механизмы этнокультурной самоидентификации личности // Ценностно-смысловые основания воспитания свободного человека : сб. ст. Ярославль : ЯГПУ, 2021. С. 112–117.
31. Сухоруков И. С. Этнокультурная идентичность как основа формирования жизненной стратегии подростка // Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст : сб. ст. Кострома : КГУ, 2021. С. 92–98.
32. Теоретико-методические основания экзистенциальной педагогики : коллективная монография / под ред. М. И. Рожкова. Ярославль : Ярослав. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского, 2023. Т. 1. 295 с.
33. Татарко А. Н. Гражданская идентичность и ментальное здоровье россиян: роль психологических стратегий совладания в условиях санкционной политики // Этнопсихология: теория и практика : материалы Междунар. науч.-практ. конф. М., 2023. С. 132–135.
34. Татарко А. Н., Лебедева Н. М. Методы этнической и кросскультурной психологии. М. : НИУ ВШЭ, 2011. 260 с.
35. Булатников И. Е. Социально-нравственное развитие молодежи в условиях деструкции общественной морали // Психолого-педагогический поиск. 2012. № 3(23). С. 60–72.
36. Булатников И. Е. Этические основы русского образования в зеркале национальной истории и культуры: перечитывая наследие К. Д. Ушинского // Известия Российской академии образования. 2014. № 3(31). С. 14–34.
37. Булатников И. Е., Исаев И. Ф. Развитие системы нравственных ценностей мо- лодежи в условиях кризиса культуры: диалектика вечного и временного // Психолого-педагогический поиск. 2012. № 24. С. 23–35.
38. Булатников И. Е., Репринцев А. В. Системная методология в контексте поиска оптимальной модели реформирования российского образования // Психолого-педагогический поиск. 2012. № 22. С. 19–34.
39. Исаев Е. А. Экзистенциальный взгляд на культурное самоопределение личности: опыт педагогического осмысления // Ярославский педагогический вестник. 2024. № 2(137). С. 45–53.
40. Пашков С. В. Героические страницы национальной истории России в системе средств формирования ду ховно -нравственной культуры подростков и юношества // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2023. № 1-2 (56-57). С. 66 – 82.
41. Пашков С. В. Христианская аксиология как основа социального воспитания детей и молодежи в традиционной культуре Русского мира // Теория и практика современного воспитания и обучения. Воронеж, 2023. С. 252–264.
42. Хагуров Т. А. Социальное воспитание детей и молодежи в современном обществе как деструкция традиционной культуры детства // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2016. № 2(29). С. 193–199.
43. Пашков С. В. Милосердие как социально-психологическая характеристика нравственного развития личности: механизмы формирования в условиях глобализации культуры // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского гос. ун-та. 2021. № 4(60). С. 793–806.
44. Сухоруков И. С. Подросток между традициями национальной культуры и реа- лиями информационной эпохи: риски и противоречия формирования этнокультурной идентичности личности // Берегиня. 777. Сова. 2022. № 4(55). С. 184–198.
