УДК 378.6 Специальные высшие учебные заведения
В настоящее время в Академии ФСИН России организована работа восьми научных школ, признанных научным сообществом, основанных на преемственности поколений ученых и имеющих основоположников, сложившийся коллектив научных и педагогических работников различных возрастных групп и научной квалификации, объединенных проведением исследований доктринального или прикладного характера по общему научному направлению и руководствующихся в своей деятельности едиными теоретико-методологическими подходами. Научная школа «Психолого-педагогическое сопровождение осужденных, отбывающих уголовные наказания» осуществляет свое функционирование в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом Академии ФСИН России, а также локальными нормативными правовыми актами вуза. Основы научной школы «Психолого-педагогическое сопровождение осужденных, отбывающих уголовные наказания» заложили такие ученые педагоги и психологи, работавшие в академии в XX–XXI веках, как В. М. Литвишков, Н. А. Тюгаева, В. Г. Де- ев, А. И. Ушатиков, Д. В. Сочивко, А. Н. Сухов. В статье рассмотрены основные результаты деятельности сотрудников факультета психологии и пробации в рамках функционирования научной школы «Психолого-педагогическое сопровождение осужденных, отбывающих уголовные наказания» за 2024 г., функциями которой являются проведение научных исследований, создание научных продуктов, отличающихся новизной, теоретической и практической ценностью, обеспечивающих поступательную разработку проблемы психолого-педагогического сопровождения осужденных, отбывающих уголовные наказания в исправительных учреждениях, подготовку научно-педагогических кадров с учетом принципа преемственности поколений, развитие научного потенциала академии.
уголовно-исполнительная система, научная школа, осужденные, психолого-педагогическое сопровождение, научно-исследовательская работа
1. Ганишина И. С., Рожкова В. А. Феномен девиантного материнства в местах лишения свободы // Педагогика и психология девиантного поведения : коллективная монография. Ульяновск : Зебра, 2024. С. 32–44.
2. Жильцова Ю. В., Корышева С. Е., Скопина И. Е. Особенности агрессивного поведения осужденных мужского пола при длительных сроках лишения свободы // Феномен агрессии в системе ценностей современного общества : коллективная монография. Ульяновск : Зебра, 2024. С. 139–151.
3. Кузнецов М. И. Научная школа «Психолого-педагогическое сопровождение осужденных, отбывающих уголовные наказания» // Человек: преступление и наказание. 2024. Т. 32, № 3. С. 363–370.
4. Ганишина И. С., Рожкова, В. А. Психологические особенности осужденных женщин, содержащихся в местах лишения свободы с малолетними детьми, и некоторые проблемы их психологического сопровождения // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2024. № 3(262). С. 58–64.
5. Ганишина И. С., Ковальчук Д. А. Личностные особенности осужденных рецидивистов, отбывающих наказание в местах лишения свободы // Прикладная юридическая психология. 2024. № 3(68). С. 45–56.
6. Ганишина И. С., Пахомова Д. А. Эмпирическое исследование волевого самоконтроля эмоциональных реакций различных групп осужденных рецидивистов мужского пола // Векторы психолого-педагогических исследований. 2024. № 2(3). С. 88–97.
7. Ганишина И. С., Гусева А. С. Сравнительно-психологический анализ смысловой сферы личности различных групп осужденных с помощью методики «Тест уровней смысловой сферы Б. С. Братуся» // Векторы психолого-педагогических исследований. 2024. № 3(4). С. 27–34.
8. Ганишина И. С., Марьин М. И., Ажимов В. В. Взаимосвязь аддиктивных установок, склонности к поиску острых ощущений и психологических защит личности у наркозависимых осужденных // Психология и право. 2024. Т. 14, № 4. С. 115–132.
9. Ганишина И. С., Рожкова В. А. Усредненный личностный профиль осужденных женщин, имеющих малолетних детей, и его использование в процессе оказания психологической помощи // Виктимология. 2024. Т. 11, № 1. С. 176–185.
10. Горностаев С. В. Проблемы воспитательной работы с осужденными, содержащимися в штрафных изоляторах и помещениях камерного типа // Уголовно-исполнительная система Российской Федерации: вопросы исполнения уголовных наказаний, реализации мер пробации, взаимодействия с публичной властью и институтами гражданского общества : сб. тез. выступ. и докл. участников Междунар. науч.-практ. конф., приуроченной к 90-летию со дня образования Академии ФСИН России. Рязань : Академия ФСИН России, 2024. С. 115–119.
11. Горностаев С. В., Низамутдинов Р. Р. Мотивация зависимых от алкоголя осужденных к участию в мероприятиях, направленных на переход к трезвому образу жизни (на опыте УФСИН России по Республике Татарстан) // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2024. № 11(270). С. 59–64.
12. Горностаев С. В., Низамутдинов Р. Р. Опыт и психологические проблемы лечебно- реабилитационной работы с алкозависимыми осужденными в Республике Татарстан // Векторы психолого-педагогических исследований. 2024. № 1(2). С. 72–78.
13. Гусева А. С. Ценностно-смысловая сфера личности осужденных за коррупционные преступления: теоретико-эмпирический анализ // Виктимология. 2024. № 4. С. 72–80.
14. Жильцова Ю. В., Корышева С. Е., Скопина И. Е. Педагогика и психология девиантного поведения. Личностные особенности осужденных, склонных к игровой зависимости (в контексте функционирования научной школы Академии ФСИН России «Психолого-педагогическое сопровождение осужденных, отбывающих уголовные наказания»). Улья- новск : Зебра, 2024. С. 125–140.
15. Кузнецов М. И., Кириллова Т. В., Гофман А. А. Перспективы совершенствования воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы // Глобальный научный потенциал. 2024. № 6(159). С. 80–82.
16. Кузнецов М. И., Коголь Т. Н. Саратовский опыт организации трудового воспитания осужденных // Вестник Томского института повышения квалификации работников ФСИН России. 2023. № 4(18). С. 135–141.
17. Кузнецов М. И. Современное состояние и пути совершенствования материально-технической базы воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях // Право и образование. 2024. № 2. С. 68–75.
18. Русаков С. В. Некоторые особенности эмоционально-волевой сферы осужденных, отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы за преступления сексуальной направленности // Теория и практика социогуманитарных наук. 2024. № 4(28). С. 36–46.
19. Романов А. А., Тюгаева Н. А. Психолого-педагогические условия предупреждения делинквентного поведения осужденных в исправительном учреждении // Человек: преступление и наказание. 2024. № 4. С. 67–74.
20. Ткаченко Н. И., Епифанов С. С., Шерхов Р. Р. Предупреждение и раскрытие побегов осужденных: оперативно-розыскной, юридико-психологический и криминологический аспекты // Право и государство: теория и практика. 2024. № 4(232). С. 467–471.
