УДК 378.1 Организация высшего образования. Организация работы высшего учебного заведения
В статье автор обращается к анализу проблемы формирования профессиональной ответственности сотрудников полиции как важнейшего личностного и профессионального качества, предопределяющего успешность их деятельности, социальную и профессиональную позицию. Опираясь на имеющиеся фундаментальные исследования феномена ответственности, автор статьи показывает специфику формирования ответственности будущих сотрудников полиции в образовательной среде, обосновывает систему факторов и механизмы их влияния на обретение курсантами всего диапазона социально-нравственных качеств. Автор приводит результаты собственного эмпирического исследования, отражающего оценку курсантами эффективности влияния факторов образовательной среды, систему терминальных и инструментальных ценностей будущих сотрудников полиции, наиболее типичные их личностные проявления и характеристики. В статье говорится о механизмах формирования профессиональной ответственности курсантов, подчеркивается важность приобретения ими опыта социального взаимодействия, коммуникации, поскольку вся деятельность сотрудника полиции связана с общением, развитием эмпатии, перцепции, рефлексии, интеракции – важных личностных качеств, без которых не может быть успешного сотрудника полиции.
педагогика и психология профессионального образования, личность сотрудника полиции, ответственное отношение сотрудника полиции, профессиональная ответственность, профессиональная деятельность, факто- ры и механизмы формирования профессиональной ответственности личности
1. Прядеин В. П. Ответственность как системное качество личности. Екатеринбург : УрГПУ, 2001. 209 с.
2. Репринцев А. В. Идеи и судьба Владимира Александровича Разумного. К 100-летию видного русского философа и педагога // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2024. № 3-4(62-63). С. 114–138.
3. Булатников И. Е. Личность. Мораль. Воспитание : монография : в 2 т. Курск : ВИП, 2017. Т. 1. 392 с.
4. Антипова Е. И., Литвак Р. А. Формирование социальной ответственности студентов в условиях быстро меняющегося общества // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023. № 3(96). С. 184–192.
5. Булатников И. Е. Воспитание ответственности: развитие социальной и профессиональной ответственности будущих специалистов железнодорожного транспорта в воспитательной системе образовательного учреждения. Курск : Мечта, 2011. 228 с.
6. Булатников И. Е. Деструкция морального сознания современного российского общества как проблема теории и практики социального воспитания молодежи // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. Сер. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. Т. 18, № 1-1. С. 146–152.
7. Булатников И. Е. Деструкция общественной морали как проблема современного социального воспитания молодежи // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2, № 5. C. 24–30.
8. Булатников И. Е. Концепция социально-нравственного воспитания личности в педагогическом наследии А. С. Макаренко: диалектика социального и индивидуального // Психолого-педагогический поиск. 2013. № 2(26). С. 99–112.
9. Дементий Л. И. Ответственность личности как свойство субъекта жизнедеятельности: дис. ... д-ра психол. наук. М., 2005. 357 с.
10. Ежова О. Н., Ушков Ф. И. Ответственность как профессионально значимое качество сотрудника уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Психология и право. 2021. Т. 11, № 2. С. 72–85.
11. Лях С. Ф. Психологические особенности профессиональной мотивации сотрудников органов внутренних дел МВД России: дис. … канд. психол. наук. Ростов, 2005. 194 с.
12. Пашков С. В. Духовно-нравственное развитие личности в современном мире как противостояние добра и зла: миссия институтов образования // Берегиня. 777. Сова. 2022. № 2-3(53-54). С. 85–94.
13. Пашков С. В. Духовно-нравственные ценности личности студента как основа саморазвития будущего специалиста в культурно-образовательной среде университета // Высшее и среднее профессиональное образование России: вчера, сегодня, завтра. Ка- зань, 2023. С. 311–317.
14. Пашков С. В. Становление ценностно-смысловой сферы личности студента в образовательной среде университета // Практико-ориентированность как основа развития высшего и среднего профессионального образования : материалы XVIII Междунар. науч.-практ. конф. Казань, 2024. С. 32–38.
15. Пашков С. В. Христианская аксиология как основа социального воспитания детей и молодежи в традиционной культуре русского мира // Теория и практика современного воспитания и обучения : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Воронеж, 2023. С. 252–264.
16. Пашков С. В. Христианская аксиология как экзистенциальная основа жизненного самоопределения личности студента в образовательной среде университета // Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст : сб. статей I Междунар. науч.-практ. конф. Кострома, 2024. С. 343–348.
17. Пашков С. В. Христианская этика как основа формирования ценностного отношения детей и юношества к истории семьи и рода // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2024. № 3-4(62-63). С. 181–196.
18. Пашков С. В. Экзистенциальные проблемы социально-нравственного развития российской молодежи в контексте христианской аксиологии // Транспорт: наука, образование, производство : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Воронеж, 2025. С. 26–34.
19. Булатников И. Е. Общественная мораль как основа становления личности в культуре русского мира: разработка проблем этики в философско-педагогической концепции В. А. Разумного // Берегиня. 777. Сова. 2024. № 3-4(62-63). С. 148–157.
20. Булатников И. Е. Социально-нравственное развитие молодежи в условиях деструкции общественной морали // Психолого-педагогический поиск. 2012. № 3(23). С. 60–72.
21. Репринцев А. В. Информационная среда в личностном и профессиональном ста- новлении специалиста: диалектика внешнего и внутреннего // Цифровая трансформация в высшем и профессиональном образовании / под ред. Р. С. Сафина, И. Э. Вильданова. Казань, 2022. С. 34–38.
22. Репринцев А. В. Механизмы интериоризации личностью ценностных смыслов // Теоретико-методические основания экзистенциальной педагогики : коллективная мо- нография. Ярославль, 2023. С. 81–108.
23. Булатников И. Е., Исаев И. Ф. Развитие системы нравственных ценностей молодежи в условиях кризиса культуры: диалектика вечного и временного // Психолого- педагогический поиск. 2012. № 24. С. 23–35.
24. Булатников И. Е., Репринцев А. В. Системная методология в контексте поис- ка оптимальной модели реформирования российского образования // Психолого- педагогический поиск. 2012. № 22. С. 19–34.
25. Пашков С. В. Диалектика физического и духовного здоровья человека в традициях и опыте русской культуры // Этнокультурные феномены в образовательном процессе. Чебоксары, 2024. С. 268–275.
26. Репринцев А. В. Развитие мотивов личностного и профессионального роста будущих специалистов в образовательной среде университета // Высшее и среднее про- фессиональное образование России: вчера, сегодня, завтра : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Казань, 2023. С. 56–62.
27. Репринцев А. В. Риски и противоречия формирования ценностно-смысловой сферы личности в «цифровую» эпоху // Теоретико-методические основания экзистенциальной педагогики : коллективная монография. Ярославль, 2023. С. 143–177.
28. Репринцев А. В. Риски и противоречия этнической социализации и экзистенциального самоопределения молодежи в транзитивном обществе // Векторы психолого-педагогических исследований. 2025. № 1(6). С. 13–33.
29. Анцыферова Л. И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы) // Психологический журнал. 1999. Т. 20, № 3. С. 5–7.
30. Бандура А. Теория социального научения. СПб. : Евразия, 2000. 320 с.
31. Бессмертная С. В. Психологические детерминанты ответственности студентов вуза : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Сочи, 2006. 22 с.
32. Введение в философию ответственности / под ред. А. И. Ореховского. Новоси- бирск : СибГУТИ, 2005. 186 с.
33. Желтухин Д. Н. Содержание понятия ответственности в современной педагогике // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 5. С. 50–59.
34. Муздыбаев К. Психология ответственности. М. : URSS, 2017. 248 с.
35. Репринцев А. В. Социальная и профессиональная адаптация студентов в образовательной среде вуза в последней трети ХХ в.: опыт организации и интерпретации // Сибирский педагогический журнал. 2024. № 1. С. 75–91.
36. Репринцев А. В. Социальное воспитание как процесс формирования активной жизненной позиции современных подростков и молодежи. Перечитывая философско-педагогическое наследие Б. З. Вульфова // Берегиня. 777. Сова. 2022. № 1(52). С. 167–184.
37. Теоретико-методические основания экзистенциальной педагогики: коллективная монография: в 2 т. / под ред. М. И. Рожкова. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2023. Т. 1. 295 с.
38. Булатников И. Е. Педагогическое наследие Б. З. Вульфова в контексте «модернизации» современного российского образования: традиции и уроки системного подхода // Образование личности. 2012. № 2. С. 36–47.
39. Булатников И. Е. Проблемы и опыт формирования нравственной культуры будущих специалистов транспорта в воспитательной системе ссуза // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. № 3. С. 80–88.
40. Булатников И. Е. Философско-педагогическое наследие Б. З. Вульфова и реалии современного российского образования: векторы деструкции социальности молодежи // Берегиня. 777. Сова. 2022. № 1(52). С. 185–200.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International



