УДК 371.33 Устное обучение. Словесные и наглядные методы обучения
В первой четверти XXI века проблему взаимосвязи и взаимовлияния педагогического прошлого и педагогического настоящего в пространстве педагогической реальности изучали Б. М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров, Е. В. Ткаченко, А. С. Белкин, К. Ю. Милованов, А. В. Уткин, Е. Н. Астафьева и другие авторы. В своих трудах они разрабатывают и отстаивают идею необходимости целостного восприятия и исследования педагогической реальности.
педагогическое прошлое, педагогическое настоящее, педагогическая реальность, взаимосвязь и взаимовлияние педагогического прошлого и педагогического настоящего
1. Знание о прошлом в современной культуре (материалы круглого стола) // Вопросы философии. 2011. № 8. С. 3–45. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task= view&id=362&Itemid=52 (дата обращения: 23.03.2025).
2. Об историческом единстве русских и украинцев : статья В. В. Путина. 2021. 12 июля. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/articles/66181 (дата обращения: 07.05.2025).
3. Астафьева Е. Н. Теория и практика образования в фокусе историко-педагогических исследований: достижения, проблемы, перспективы // Инновационные проекты и программы в образовании. 2024. № 3. С. 20–23.
4. Астафьева Е. Н. Актуальность педагогического прошлого в контексте проблем теории и практики современного образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2025. № 1. С. 30–34.
5. Бим-Бад Б. М. История и теория педагогики. Очерки : учеб. пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2017. 274 с.
6. Желваков Н. Методологические проблемы современной истории педагогики // Проблемы научной педагогики : сборник 3. М. : Науч.-пед. ин-т методов школьной ра- боты, 1929. С. 76–82.
7. Мошкова Л. В. Подходы к концептуализации историко-педагогического знания в отечественной науке 90-х гг. ХХ века // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО. Вып. 4: История педагогики и педагогическая антропология. М. : Изд-во УРАО, 2001. С. 18–39.
8. Днепров Э. Д. Российское образование в XIX – начале XX века : монография : в 2 т. Т. 1. Политическая история российского образования. М. : Мариос, 2011. 647 с.
9. Белкин А. С., Ткаченко Е. В. Идеология, методология, научный аппарат историко-педагогического исследования // Образование и наука. 2006. № 1(37). С. 21–29.
10. Милованов К. Ю. Приоритеты и перспективы развития историко-педагогических исследований // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 1. С. 48–57.
11. Уткин А. В. Историко-педагогический контекст как пространство рефлексии проблем современного настоящего // Историко-педагогический журнал. 2017. № 1. С. 7–12.
12. Астафьева Е. Н. Интерпретация Б. М. Бим-Бадом эвристического значения истории педагогики для познания и преобразования современной педагогической реальности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2025. № 2. С. 21–29.
13. Методология познания педагогического прошлого в контексте исследования актуальных проблем теории и практики современного образования : монография / под ред. Г. Б. Корнетова. М. : АСОУ, 2021. 447 с.
14. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: историко- педагогическая ретроспектива теории и практики современного образования : материалы XVII Междунар. науч. конф. (Москва, 11 нояб. 2021 г.) : в 2 ч. / ред.-сост.: Г. Б. Корнетов, Д. Кароли. М. : АСОУ, 2021. Ч. 1. 297 с.
15. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: актуализация историко-педагогического наследия в первой четверти XXI века : материалы XVIII Междунар. науч. конф. (Москва, 10 нояб. 2022 г.) / ред.-сост. Г. Б. Корнетов. М. : АСОУ, 2022. 338 с.
16. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: Объяснение историей как способ познания педагогического настоящего : материалы XIX Междунар. науч. конф. (Москва, 16 нояб. 2023 г.) / ред.-сост. Г. Б. Корнетов. М. : АСОУ, 2023. 399 с.
17. Теория и практика современного образования в пространстве историко-педагогического процесса : монография / под ред. Г. Б. Корнетова. М. : АСОУ, 2023. 396 с.
18. Теория и практика образования в фокусе историко-педагогических исследований: достижения, проблемы, перспективы : монография / под ред. Г. Б. Корнетова. М. : КУРО, 2024. 353 с.
19. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: Актуализация исторического опыта воспитания и обучения человека в контексте проблем теории и практики современного образования : материалы ХX Междунар. науч. конф. (Москва, 14 нояб. 2024 г.) / ред.-сост. Г. Б. Корнетов. М. : КУРО, 2024. 370 с.
20. Изучение педагогической реальности в контексте концепций исторического и практического прошлого : монография / под ред. Г. Б. Корнетова. М. : КУРО, 2025. 438 с.
21. Астафьева Е. Н. Задачи и способы постижения педагогического прошлого в контексте проблем теории и практики современного образования // Инновационные проекты и программы в образования. 2021. № 3. С. 31–37.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International



