УДК 37.017 Идеалы воспитания
Игнатий Вячеславович Ионин и Антон Семенович Макаренко – известные деятели в области коллективного воспитания, которое в настоящее время вновь актуализируется в отечественной системе образования. В статье представлены результаты историко-педагогического анализа их идей и новаторских опытов первых послереволюционных лет. Исследование показало, что эти педагоги сталкивались с похожими и даже идентичными трудностями, но способы их преодоления не всегда оказывались одинаковыми. Различность подходов объяснялась несхожестью образов коллективизма, отражающих понимание коллектива как инструмента решения воспитательных задач школы-колонии с жестко ограниченной субъектностью (И. В. Ионин) или как высшего этапа развития группы в качестве субъекта воспитания (А. С. Макаренко). Это позволило предположить, что образ коллективизма И. В. Ионина перспективнее для организации воспитательной деятельности в общеобразовательных школах, поскольку в них рамки субъектности классных и общешкольного коллективов определяются внешними условиями.
теория коллектива, коллективизм, история коллективной педагогики, воспитательная деятельность, Игнатий Вячеславович Ионин, Антон Семенович Макаренко, школа-колония «Красные Зори», колония имени Горького, коммуна имени Дзержинского
1. Аллагулов А. М. Развитие воспитательного идеала в отечественной педагогике в контексте современных проблем воспитания детей и молодежи // Пространство и время в диалоге педагогических культур: интерсубъективность историко-педагогического понимания : сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. (Саранск, 7–9 окт. 2021 г.). Волгоград : Волгоградская государственная академия последипломного образования, 2021. С. 231–235.
2. Романов А. А. Время диалога с предшественниками // Стратегия и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования : сб. науч. ст. IV Междунар. науч.-практ. конф. (Брянск, 23–24 апр. 2020 г.) / науч. ред. и сост. Н. А. Асташова. Брянск : РИО БГУ; Полиграмм-Плюс, 2020. С. 46–52.
3. Богуславский М. В., Куликова С. В. Социально-личностная педагогика А. С. Макаренко в контексте российского образования : монография. Волгоград : Волгоградская государственная академия последипломного образования, 2025. 152 с.
4. Белянова О. А. Школа, побеждающая время // Избранные лекции в магистратуре по проблемам духовно-нравственного воспитания / под ред. А. Г. Козловой, В. О. Гусаковой. СПб. : Академия востоковедения, 2020. Т. 2. С. 56–64.
5. Симонова Н. И. Труд на земле как основа духовно-нравственного воспитания в школе «Красные Зори» // Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи: опыт, инновации, достижения : материалы межрегион. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 25 сент. 2015 г.) / М. В. Груздева (отв. ред.). СПб. : ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. С. 179–183.
6. Скурская Н. В. Событийная общность школы-колонии «Красные Зори» // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2008. № 74-2. С. 253–260.
7. Ионин И. В. Школа-колония «Красные зори». Из опыта детской трудовой школы-колонии. Л. : 2-я тип. ОНТИ им. Евг. Соколовой, 1933. 118 с.
8. Используем опыт школы колонии Красные зори. Л. : Облоно, 1932 (тип. им. Евг. Соколовой). 44 с.
9. Бубликова Г. Г., Голышев П. В. Повесть о «Красных Зорях». Документальный рассказ об уникальном детском учреждении, существовавшем в Стрельне Ленинградской области в 1919–1941 годах. СПб., 1996. 140 с.
10. Макаренко А. С. Педагогическая поэма // Сочинения : в 7 т. М. : Академия педагогических наук РСФСР, 1957. Т. 1. 784 с.
11. Барич А. А. Школа-община конца XIX – первой трети XX в.: ретроспективный взгляд // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 1(65). С. 129–132.
12. Скурская Н. В. Организация сообщества детей и взрослых в школе-колонии «Красные Зори» на основе отношений заботы // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5(78). С. 207–209.
13. Князев Е. А. Игнатий Ионин и детская коммуна «Красные зори» // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2019. Т. 18, № 2(40). С. 79–83.
14. Богуславский М. В. «Красные Зори» Игнатия Ионина // Вестник образования России. 2023. № 24. С. 71–80.
15. Макаренко А. С. Марш 30 года // Сочинения : в 7 т. М. : Академия педагогических наук РСФСР, 1957. Т. 2. 526 с.
16. Симонова Н. И. Игнатий Вячеславович Ионин – педагог-новатор школы «Красные Зори» / гл. ред. В. А. Рыбакова, ред. М. С. Инге-Вечтомова. СПб. : Издат. программа «АПИ», 2023.
17. Ревякина В. И. Аксиологические и прогностические идеи первых государственных документов по образованию в экспериментальной практике советской школы 1920-х гг. // Ценности современного образования: новые исследования : коллективная монография / под ред. Н. А. Асташовой. Брянск : РИО БГУ, 2023. 292 с.
18. Романов А. А. Генезис гуманистической традиции воспитания в педагогике // Уголовно-исполнительная система Российской Федерации: вопросы исполнения уголовных наказаний, реализации мер пробации, взаимодействия с публичной властью и институтами гражданского общества : сб. тез. выступ. и докл. участников Междунар. науч.-практ. конф., приуроченной к 90-летию со дня образования Академии ФСИН Рос- сии (Рязань, 31 окт. – 1 нояб. 2024 г.). Рязань : Академия ФСИН России, 2024. С. 301–304.
19. Райков Б. Е. На жизненном пути : автобиографические очерки : в 2 кн. СПб. : Коло, 2011. Кн. 1. 848 с.
20. Ионин И. В. К организации опытно-агрономической работы в ШКМ (Из опыта работы ШКМ «Красные Зори»). Л. : Ленинский Облисполком, 1932. 20 с.
21. Симонова Н. И. «Красные Зори» – школа труда, жизни и радости / гл. ред. В. А. Рыбакова, ред. М. С. Инге-Вечтомова. 2-е изд., доп. и испр. СПб. : Издат. программа «АПИ», 2022. 72 с.
22. Хиллиг Г. Макаренко в год «Большого террора» : расширенный вариант выступления на 7-м Международном макаренковедческом симпозиуме «А. С. Макаренко в пост- советское время» в Оберрайфенберге/Таунус (ФРГ), (Марбург, 30 апр. – 3 мая 1998 г.). Марбург, 1998. 100 с.
23. Бугаева Л. Д. Наука воспитания «нового советского человека»: коммуна в жизни и на экране // Новое литературное обозрение. 2022. № 4(176). С. 80–98.
24. Оличева О. А. Государственная политика в отношении беспризорности и преступности несовершеннолетних в 1917–1941 гг. : автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2009. 25 с.
25. Сорока-Росинский В. Н. Школа имени Достоевского // Педагогические сочинения / сост. А. Т. Губко. М. : Педагогика, 1991. 240 с.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International



