Москва, Россия
УДК 37.013.77 Психологическая педагогика
В статье проблема педагогического авторитета рассматривается в контексте наследия Х. Арендт. Делается вывод о том, что идеи германо-американского мыслителя дают возможность взглянуть по-новому на ряд важных для педагогики проблем. Это, несомненно, требует специального монографического исследования текстов Х. Арендт в логике дальнейшего познания объекта и предмета педагогической науки.
авторитет, педагогический авторитет, Х. Арендт, авторитет в политике и образовании
1. Arendt, H. n.d., Stanford Encyclopedia of Philosophy, viewed 11 May 2023, https://plato.stanford.edu/entries/arendt/#:~:text=Hannah%20Arendt%20(1906-1975)%20was%20one,number%20of%20Jewish%20refugee%20organizations.
2. Алишев Б. С., Нигматуллина А. Р. Что обусловливает авторитет педагога? // Казанский педагогический журнал. 2003. № 1. С. 60-64.
3. Арендт Х. Кризис в воспитании // Арендт Х. Между прошлым и будущим. Восемь упражнений в политической мысли / пер. с англ. и нем. Д. Аронсона. М. : Изд-во Института Гайдара, 2014. С. 259-290.
4. Арендт Х. Что такое авторитет? // Арендт Х. Между прошлым и будущим. Восемь упражнений в политической мысли / пер. с англ. и нем. Д. Аронсона. М. : Изд-во Института Гайдара, 2014. С. 138-216.
5. Астафьева Е. Н. Актуализация историко-педагогического наследия в первой четверти XXI века // Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 6. С. 52-58.
6. Астафьева Е. Н. Г. Б. Корнетов и А. В. Хуторской: две концепции происхождения педагогической деятельности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 4. С. 13-24.
7. Астафьева Е. Н. Задачи и способы постижения педагогического прошлого в контексте проблем теории и практики современного образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2021. № 3. С. 31-37.
8. Астафьева Е. Н. Историко-педагогический контекст теории и практики современного образования // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. 2016. № 4. С. 56-58.
9. Астафьева Е. Н. Опыт обращения к первобытному образованию в формате разработки проблем истории активной педагогики // Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 5. С. 31-38.
10. Астафьева Е. Н. Эвристический потенциал историко-педагогического контекста педагогических инноваций // Инновационные проекты и программы в образовании. 2019. № 4. С. 18-27.
11. Вахтеров В. П. Избранные педагогические сочинения. М. : Педагогика, 1987. 400 с.
12. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. Часть вторая. Книга пятая. Великий инквизитор. URL: https://ilibrary.ru/text/1199/p.37/index.html (дата обращения: 11.05.2023).
13. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: актуализация историко-педагогического наследия в первой четверти XXI века : материалы XVIII Междунар. науч. конф., Москва, 10 нояб. 2022 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов. М. : АСОУ, 2022. 338 с.
14. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: историко-педагогический контекст теории и практики современного образования : материалы XII Междунар. науч. конф., Москва, 17 нояб. 2016 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов. М. : АСОУ, 2016. 256 с.
15. Комков О. Vita activa: политическое измерение культуры в мысли Ханны Арендт. URL: https://monocler.ru/politicheskoe-izmerenie-kultury-v-mysli-hanny-arendt/ (дата обращения: 11.05.2023).
16. Корнетов Г. Б. Особенности педагогики авторитета // Народное образование. 2021. № 1. С. 50-58.
17. Корнетов Г. Б. Особенности педагогики авторитета, манипуляции и поддержки и возможности их использования в современной школе // Школьные технологии. 2021. № 4. С. 23-37.
18. Корнетов Г. Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса // Педагогика. 1999. № 3. С. 43-49.
19. Корнетов Г. Б. Педагогика авторитета, манипуляции и поддержки // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. 2015. № 3. С. 46-56.
20. Корнетов Г. Б. Педагогика: теория и история : учеб. пособие. 3-е изд., перераб., доп. М. : АСОУ, 2016. 472 с.
21. Корнетов Г. Б. Педагогическая власть в контексте различных интерпретаций феномена власти // Психолого-педагогический поиск. 2011. № 4(20). С. 7-37.
22. Корнетов Г. Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образования : учеб. пособие. М. : УРАО, 2001. 124 с.
23. Корнетов Г. Б. Парадигма педагогики авторитета // Школьные технологии. 2003. № 2. С. 14-27.
24. Краснова Л. А. Этико-философские идеи Ханны Арендт и эксперименты социальной психологии: общее и различие // Философия и общество. 2017. № 4. С. 96-103.
25. Круглый стол «Историко-педагогический контекст теории и практики образования» // Педагогика. 2017. № 3. С. 84-118.
26. Макаренко А. С. Педагогические сочинения : в 8 т. / cост. М. Д. Виноградова, А. А. Фролов. М. : Педагогика, 1984. Т. 4 : Педагогические произведения 1936-1939 гг. 396 с.
27. Марей А. В. Авторитет, или Подчинение без насилия. СПб. : Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2017. 151 с.
28. Носов Д. М. Ханна Арендт - философ? // Вопросы философии. 2014. № 4. С. 25-31.
29. Проскурина А. А. Самосознание учащихся и одаренность // Вестник Самарского государственного технического университета. 2020. № 4(48). С. 65-74.
30. Пырский А. М., Петренко А. В. Авторитет педагога как основа формирования педагогически правильных участников образовательного процесса // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 10. С. 84-88.
31. Родцевич А. П. Авторитет учителя и условия его формирования // Academy. 2017. № 4(19). С. 88-89.
32. Саликов А. Актуальность философии Ханны Арендт сегодня: Интернет как пространство публичности // Современное значение идей Ханны Арендт : материалы Междунар. конф. / отв. ред. А. Н. Саликов, И. О. Дементьев. Калининград : Изд-во БФУ им. И. Канта, 2015. 103 с. С. 39-51.
33. Сысоева Е. Ю., Корсун М. А. Авторитет педагога в трансформирующемся российском обществе // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 5(217). С. 73-78.
34. Цветкова Т. А. Женщина-философ. Путь Ханны Арендт // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2021. № 1(5). С. 117-121.
35. Чабанова С. С. Авторитет учителя: генезис педагогических подходов // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 3. С. 202-205.
36. Шнейдер Л. Б. Педагог: слагаемые авторитета в условиях цифровизации // Высшее образование сегодня. 2021. № 5. С. 52-58.
