Рязань, Россия
Рязань, Россия
УДК 343.83 Служащие мест лишения свободы. Тюремные работники
В статье рассматриваются подходы к изучению эмоционального интеллекта. По результатам теоретического анализа были отмечены основные существующие концепции эмоционального интеллекта, раскрыты его структурные компоненты. Затрагиваются вопросы онтогенетического становления эмоционального интеллекта в структуре личности, особенности развития на каждом возрастном этапе, а также факторы, оказывающие влияние на этот процесс. Анализируется структура эмоционального интеллекта, его влияние на успешность в различных видах деятельности, которые являются основными в период получения высшего образования. Раскрываются особенности учебно-профессиональной деятельности, а также критерии ее успешности. Описывается взаимосвязь уровня успешности курсанта с его личностными качествами, социальными факторами, условиями обучения в высшей школе.
эмоциональный интеллект, эмоции, понимание эмоций, управление эмоциями, динамика эмоционального интеллекта, успешность, учебно-профессиональная деятельность, курсанты
1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. 2-е изд. СПб. : Питер, 2001. 260 с.
2. Андреева И. Н. Биологические и социальные предпосылки эмоционального интеллекта // Когнитивная психология : сб. ст. / под ред. А. П. Лобанова, Н. П. Радчиковой. Минск : БГПУ, 2006. С. 7-11.
3. Гарскова Г. Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Ананьевские чтения : тез. науч.-практ. конф. СПб. : Санкт-Петерб. ун-т, 1999. С. 25-26.
4. Горбушин А. Г. Педагогическое проектирование образовательной программы современной гимназии : дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2006. 190 с.
5. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А. П. Исаевой. М. : ACT ; Владимир : ВКТ, 2009. 478 с.
6. Давыдова Ю. В. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте : дис. ... канд. психол. наук. М., 2011. 204 с.
7. Добрин А. В. Эмоциональный интеллект у детей 7-8 лет с различным типом профиля функциональной сенсомоторной асимметрии : дис. ... канд. психол. наук. Елец, 2014. 180 с.
8. Дубинин А. В. Формирование учебно-профессиональной успешности курсантов войск национальной гвардии Российской Федерации : дис. ... канд. пед. наук. Новосибирск, 2023. 203 с.
9. Иванова Е. С. Половозрастные особенности эмоционального интеллекта и его структурных компонентов // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. 2011. № 7(86). С. 65-74.
10. Климов Е. А. Пути в профессионализм (психологический взгляд) : учеб. пособие. М. : Флинта, 2003. 318 с.
11. Кочетова Ю. А. Структура эмоционального интеллекта в юношеском возрасте // Горизонты зрелости : сб. тез. участников Пятой всерос. науч.-практ. конф. по психологии развития, Москва, 16-18 нояб. 2015 г. / ред. Л. Ф. Обухова, И. В. Шаповаленко, М. А. Одинцова. М. : Моск. гос. психол.-педагог. ун-т, 2015. С. 55-63.
12. Кудряшова Т. Ю. Особенности развития компонентов эмоционального интеллекта на этапе дошкольного детства // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61(4). С. 297-300.
13. Мальчукова Н. Н., Виноградова М. В. Мотивация к обучению как фактор успешности учебной деятельности студентов // АПК: инновационные технологии. 2023. № 2(61). С. 60-66.
14. Мещерякова И. Н. Формирование эмоционального интеллекта студентов психологов в процессе обучения в вузе // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2010. № 1(81). С. 157-161.
15. Нгуен М. А. Психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 46-51.
16. Пантелеева Т. В. Особенности социально-психологической адаптации интернет-аддиктов в ранней юности // АНИ: педагогика и психология. 2016. № 1(14). С. 185-188.
17. Психология человека от рождения до смерти : учебник / под ред. А. А. Реана. М. : АСТ, 2015. 656 с.
18. Педагогика : учебник / под ред. В. А. Сластенина. 8-е изд., стер. М. : Академия, 2008. 566 с.
19. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М. : Институт психологии РАН, 2009. 351 с.
20. Фомина С. В. Становление ценностных ориентаций подростка в учебной деятельности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11, № 4-3. С. 652-656.
21. Черемисова И. В., Гапонова С. А. Личностные факторы готовности обучающихся к профессиональной деятельности по оказанию помощи пострадавшим в экстремальной ситуации // Прикладная юридическая психология. 2020. № 1(50). С. 30-35.
22. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека : учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Логос, 1996. 318 с.
23. Шелкунова О. В. Творческая самореализация студентов в учебном процессе вуза : дис. ... канд. пед. наук. Иркутск, 2005. 180 с.
24. Bar-On, R. 2006, ‘The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI)’, Psicothema, iss. 18 (1), pp. 13-25.
25. Mayer, J. D., Salovey, P. & Caruso, D. R. 2000, ‘Models of emotional intelligence’, in R. Stenberg (ed.), Handbook of intelligence, pp. 396-420, Cambridge University Press, N. Y.
26. Petrides, K. V., Furnham, A. 2000, ‘On the dimensional structure of emotional intelligence’, Personality and Individual Differences, iss. 29, pp. 313-320.
