В статье исследуется проблема психологических особенностей несовершеннолетних женского пола, осужденных к лишению свободы условно. Актуальность исследования подтверждается большим количеством преступлений, совершаемых несовершеннолетними женского пола. Цель исследования – изучение психологических особенностей личности несовершеннолетних женского пола до и после использования программы психологической коррекции. Эмпирическое исследование было проведено на базе уголовно-исполнительных инспекций г. Рязани, Рязанской области, г. Тамбова, Тамбовской области, Республики Мордовия и Московской области. В нем приняли участие 46 несовершеннолетних женского пола, осужденных к лишению свободы условно. Методами исследования выступили: анализ личных дел, наблюдение, опрос, тестирование. В качестве методик исследования применялся следующий психодиагностический инструментарий: наблюдение, анализ личных дел, тестирование (16-факторный личностный опросник –16 PFC (Р. Кеттелл); «Личностный опросник нравственно-правовой надежности» (Е. Ю. Стрижов); «Морфологический тест жизненных ценностей» (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина); «Готовность к риску» (Г. Шуберт); «Диагностика социально-психологической адаптации» [К. Роджерс]). Для обработки полученных данных использовалась компьютерная программа Psychometric Expert (версия 9.2.6), факторный анализ. Научным и практическим результатом работы явилось подтверждение изменений психологических особенностей путем достижения значимых и статистически достоверных изменений в каждом из компонентов. Существенную динамику показали следующие психологические особенности: необходимость со- блюдения морально-нравственных норм, ценности сохранения индивидуальности, профессиональной жизни и увлечений, общая социально-психологическая адаптированность, а также принятие себя и внутренний контроль (интернальность).
несовершеннолетние женского пола, психологические особенности, противоправное поведение, осужденные, психологический эксперимент, компоненты структуры
1. Глебова А. А. Социально-психологические особенности формирования просоциальности у подростковых лидеров отрицательной направленности // Психология и пра- во. 2022. Т. 12, № 4. С. 185–194.
2. Горьковая И. А., Микляева А. В. Сравнительно-исторический анализ самооценки подростков с устойчивым противоправным поведением // Психология и право. 2022. Т. 12, № 4. С. 171–184.
3. Осадчук О. А. Об особенностях механизма индивидуального поведения несовершеннолетних женского пола // Право и государство: теория и практика. 2023. № 9(225). С. 313–315.
4. Селиверсткина А. Ю. Структура личности и психологические детерминанты противоправного поведения наркозависимых несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы условно: дис. … канд. психол. наук. Рязань, 2023. 173 с.
5. Федоров А. Ф. Организация и методика исследования характерологических особенностей личности несовершеннолетних женского пола с делинквентным поведением // Пси- хология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития : сб. материалов IV Междунар. симпоз. психологов : в 3 ч. (Рязань, 7 авг. 2022 г.) / под общ. ред. Т. П. Скрипкиной, С. Н. Сорокоумо- вой. Ч. 3. Рязань : Академия ФСИН России, 2022. С. 243–247.
6. Hernandez, K. A., Ferguson, S. & Kennedy, T. D. (eds) 2020, A Closer Look at Juvenile Homicide, Springer Briefs in Psychology.
7. Badasa, G. (ed.) 2019, ‘Juvenile Delinquency: A need to multiple explanations and interventions’, Open Access Library Journal, iss. 6, pp. 1–10.
8. Mwangangi, R. 2019, ‘The Role of Family in Dealing with Juvenile Delinquency’, Open Journal of Social Sciences, iss. 7. pp. 52–63.
9. Rahman, M. A. 2022, ‘Theoretical framework on juvenile gang delinquency: its roots and solutions’, Beijing Law Review, iss. 13, pp. 477–488.
10. Pyle, N. (ed.) 2020, ‘Social risk factors of institutionalized juvenile offenders: a systematic review’, Adolescent Res Rev, iss. 5, рр. 173–186.
11. Zouini, B. Senhaji, М. & Kerekes, N. 2019, ‘Self-reported aggressive and antisocial behaviors in Moroccan high school students’, Psychology, iss. 52(3), pp. 235–247.
12. Zelechoski, A. D., Lindsay, R., & Heusel L. 2020, ‘Trauma-informed child custody evaluation as delinquency prevention’, Assessing Trauma in Forensic Contexts, in R. Javier, E. Owen, & J. Maddux (eds), Springer, Cham.
13. Walsh, A., Wells, J. & Gann, S. M., 2020, The Juvenile Delinquent, Correctional Assessment, Casework and Counseling, Springer, Cham.
