УДК 159.9 Психология
В статье рассматриваются вопросы гармоничного социокультурного развития несовершеннолетних осужденных; представлены различные аспекты развития социокультурного пространства пенитенциарной системы. Изложено со- держание проекта «Книга – ключ к новой жизни». Проанализированы характерные черты подросткового возраста. В рамках проведения экспериментального исследования были использованы следующие методики: методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. А. Реан), методика «Тест жизнестойкости» Д. А. Леонтьева; опросник САН (самочувствие, активность, настроение). Изучены понятия жизнестойкости, вовлеченности, контроля, принятия риска, мотивации на успех, моти- вации на неудачу у несовершеннолетних осужденных. Выявлены направления, по которым оценивает себя несовершеннолетний осужденный. Изучена социальная активность несовершеннолетних осужденных. Проанализирована гуманистическая направленность личности подростка, эгоцентрическая, социоцентрическая, негативистская направленности. Обоснована необходимость изучения направленности несовершеннолетних осужденных. Изучены такие явления и процессы у не- совершеннолетних осужденных, как эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других. Обоснована значимость внедрения проекта в работу с несовершеннолетними осужденными. Схематично представлены направления работы с книгой в среде осужденных. Выявлены эффективные формы работы с книгой в рамках проекта «Книга – источник новой жизни». Изложены взгляды Л. Н. Толстого, Д. И. Писарева и обоснована необходимость их включения в исследование. В статье сформулированы важнейшие задачи, выполнение которых необходимо при работе над проектом «Книга – источник новой жизни». Уделено внимание целесообразности анализа содержания библиотечных фондов Федеральной службы исполнения наказаний, которые должны быть доукомплектованы или переукомплектованы на основании экспертной оценки относительно воспитательного воздействия, оказываемого на читательскую аудиторию, состоящую из граждан, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Пред- ложены направления доукомплектования книгами, а также аудио- и (или) видеоконтентом (аудиокниги, экранизации художественных произведений, научно-популярные, просветительские, документальные фильмы и т. п.), одобренным специалистами учреждений уголовно-исполнительной системы. Представлены векторы развития проекта «Книга – ключ к новой жизни». В статье обоснована необходимость формирования и развития социального здоровья несовершеннолетних осужденных. Определено, что формирование и развитие социального здоровья современного общества является одним из основных направлений в сфере образования, воспитания и управления. Социальное здоровье каждого человека определяет здоровье и развитие общества и нации в целом. Акцентировано внимание на том, что в современном обществе увеличивается риск для молодежи и необходимости выработки новых форм социализации, что обусловливает актуальность укрепления социального здоровья и развитие социальной активности в молодежной среде.
социокультурное пространство пенитенциарной системы, социальное здоровье несовершеннолетних осужденных, проект «Книга – ключ к новой жизни», исправление осужденных
1. Андреева Г. М. Социальная психология : учеб. пособие для вузов М. : МГУ, 2018. 363 с.
2. Андреева Г. М. Психология социального познания : учеб. пособие для вузов М. : Аспект Пресс, 2019. 303 с.
3. Байкова Л. А. Теоретические и практические проблемы социального здоровья // Проблемы формирования личности в современном обществе : материалы межрегиональной науч.-практ. конф. Рязань : РГПУ, 2015. С. 3–7.
4. Байкова Л. А. Теоретико-методологические основы исследования социального здоровья человека. Социальное здоровье детей и учащейся молодежи : монография. Рязань : РГПУ, 2005.
5. Королькова С. Ю. Социальная активность молодежи // Молодой ученый. 2023. № 12.2. С. 39–40. URL: https://moluch.ru/archive/92/20339 (дата обращения: 22.02.2023).
6. Аранская О. С. Проектная деятельность школьников: 8–11 кл. : метод. пособие. М. : Вентана-Граф, 2005. 280 с.
7. Байдан Е. Что читают дети // Библиотека. 2004. № 1. С. 21–23.
8. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М. : Институт практической психологии, 2000. 352 с.
9. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование). М. : Просвещение, 2001. 464 с.
10. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб. : Питер, 2000.
11. Сивицкая Е. Социальное здоровье школьников // Учитель. 2008. № 6. С. 43–46.
12. Соболева Е. Н. Современный проект // Вопросы образования. 2007. № 1. С. 6–7.
13. Соковня И. И. Социальное взросление и здоровье школьников : метод. пособие для учителя. М. : Просвещение, 2005. 223 с.
14. Фельдштейн Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 43–46.
