ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ (СТУДЕНТОВ) НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается воспитательный потенциал внеаудиторной работы по иностранному языку в неязыковом специализированном вузе; приводятся примеры работы преподавателя иностранного языка по формированию нравственных ценностей курсантов и студентов в ходе организации и осуществления внеучебной деятельности в Академии ФСИН России. Одной из основных задач внеаудиторной работы является развитие личности курсантов и студентов через формирование их ценностных ориентиров. В преподавании иностранного языка это означает выход за рамки традиционного обучения лексике и грамматике, актуализацию культурных, социальных и этических аспектов языка. Планирование и организация воспитательной работы с курсантами и студентами во внеаудиторное время должны быть направлены на приобретение новых знаний в нравственно-ориентированном контексте. Предлагается использовать различные методы, приемы и средства формирования нравственных ценностей студентов и курсантов при проведении дополнительных мероприятий, индивидуальных и групповых консультаций, письменных работ, проектов, при выполнении заданий во внеучебное время, во время самостоятельной работы, а также онлайн в электронной образовательной среде вуза. Показано, что во внеаудиторное время важно организовывать лингвострановедческие викторины, олимпиады, тематические проекты, просмотры фильмов с последующим обсуждением, анализ литературных источников, посещение театров и музеев. Особый интерес для воспитания личности курсантов и студентов представляют иноязычные тексты классической художественной литературы. Подчеркнута роль преподавателя как основного коммуникативного партнера обучающихся в неязыковом вузе.

Ключевые слова:
воспитание, внеаудиторная работа, иностранный язык, курсанты, студенты, развитие, неязыковой вуз, личность
Список литературы

1. Гребенникова И. В. Личностно ориентированное действие как единица личностно ориентированной деятельности обучающихся // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2012. № 8(112). С. 108–114.

2. Коваль О. И. Развитие межкультурной коммуникативной толерантности студентов неязыкового вуза // Профессиональное лингвообразование : материалы XV Междунар. науч.-практ. конф. (Н. Новгород, 24 сент. 2021 г.). Н. Новгород : Нижегородский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2021. С. 49–51.

3. Картавцева А. П. Развитие толерантности личности студентов вуза в процессе изучения иностранного языка // Вестник Кемеровского государственного университета. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2021. Т. 5, № 1(17). С. 1–10.

4. Ковалева Н. С. Формирование толерантных характеристик в структуре личности // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 2. С. 3.

5. Гуро-Фролова Ю. Р. Мотивация учения как поликомпонентная актуальная психолого-педагогическая проблема // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2015. № 42. С. 127–131.

6. Парамонова Е. А., Медведева Н. П. Внутренняя мотивация личности студента: подходы к формированию и коррекции // Педагогический вестник. 2024. № 32. С. 65–67.

7. Волкова В. В. Речевая культура как показатель профессионального и личностного развития студента // Великие реки – 2019 : тр. XXI Междунар. науч.-пром. форума (Н. Новгород, 14–17 мая 2019 г.). Н. Новгород : Волж. гос. ун-т водного транспорта, 2019. С. 136.

8. Шилова Л. В. Актуальные проблемы развития речевой культуры студентов // Современный ученый. 2024. № 2. С. 261–265.

9. Аралова Е. В., Юлина Г. Н., Калита В. В. Духовное воспитание в условиях цифровой среды // Власть. 2022. Т. 30, № 3. С. 162–171.

10. Волочнюк А. А., Саган С. Н. Реализация принципа поликультурности при подготовке будущих специалистов в системе высшего образования // Современное педагогическое образование. 2024. № 4. С. 108–111.

11. Данилова Л. Ю., Радошнова И. Л. Развитие поликультурной направленности личности студента вуза // Вестник Армавирского государственного педагогического универ- ситета. 2022. № 4. С. 38–47.

12. Кузь Е. В. Воспитательное пространство как фактор формирования личности студента // Вестник Луганского государственного университета имени Владимира Даля. 2023. № 6(72). С. 158–161.

13. Купцов И. И., Аксенова Г. И. Педагог высшей школы: каким он должен быть // Филологические и педагогические аспекты гуманитарного образования в неязыковых вузах : сб. материалов III межрегион. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Рязань, 24–25 мая 2019 г.) / под общ. ред. Л. Н. Федосеевой. Рязань : Академия ФСИН России, 2019. С. 281–283.

14. Алеевская А. О. Иностранный язык как средство формирования культурных и нравственных ценностей современных студентов // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Московский государственный университет дизайна и технологии, 2016. Ч. 5. С. 6–10.


Войти или Создать
* Забыли пароль?