РОЛЬ ПЕРЦЕПТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ФУНКЦИИ В СФЕРЕ ПРОБАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается значение и роль перцептивных способностей сотрудников уголовно-исполнительной системы, работающих в области пробации. Подробно анализируются ключевые аспекты развития этих способно- стей в процессе их профессиональной деятельности. Описаны методы и подходы, которые могут способствовать повышению эффективности работы сотрудников, а также влиять на успешную ресоциализацию осужденных. Подчеркивается актуальность данной проблемы, так как профессиональная деятельность в уголовно-исполнительной системе требует наличия высококвалифицированных кадров. Адекватное восприятие осужденного сотрудником содействует лучшему пониманию его личностных характеристик, целей и потребностей, а также по- зволяет предсказывать его дальнейшую поведенческую динамику. Для достижения значительных результатов в этой сфере сотрудникам необходимо развивать свои перцептивные способности, что поможет им более эффективно справляться с профессиональными задачами. Для достижения поставленной цели была разработана педагогическая модель, направленная на развитие перцептивных способностей сотрудников уголовно-исполнительной системы, исполняющих функции пробации. Эта модель представляет собой комплекс последовательных действий, ориентированных на достижение результатов, а именно – повышение уровня перцептивных навыков сотрудников уголовно-исполнительной системы. В статье обосновано значение перцепции для эффективной коммуникации и взаимодействия с осужденными. Предложены также методы и практические реко- мендации, которые помогут специалистам, занимающимся пробацией, улучшить свои перцептивные навыки. Эти подходы способствуют созданию более продуктивного и доверительного взаимодействия с осужденными, что, в свою очередь, ведет к успешной ресоциализации и коррекции их поведения.

Ключевые слова:
осужденные, сотрудники уголовно-исполнительной системы, пробация, перцептивные способности, педагогическая модель, восприятие, педагогическое общение
Список литературы

1. Гаврицкая А. А. Перцептивные способности как обязательный компонент профессионализма сотрудников уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система на современном этапе и перспективы ее развития : сб. тез. выступ. и докл. участников Междунар. науч.-практ. конф. (Рязань, 18–19 нояб. 2020 г.). Рязань : Академия ФСИН России, 2020. Т. 5. С. 100–104.

2. Марчук О. А. Понятие взаимодействия сотрудников с осужденными в исправительных учреждениях // Человек: преступление и наказание. 2014. № 1(84). С. 51–54.

3. Парыгин Б. Д. Анатомия общения. СПб. : Изд-во В. А. Михайлова, 1999. С. 180.

4. Пашукова А. Д., Кириллова Т. В. Методические основы формирования готовности будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы к реализации функций пробации // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2024. № 4(104). С. 267–276.

5. Ильиных Н. А. Трансформация ценностных ориентаций тубинфицированных осужденных как средство пенитенциарной пробации // Векторы психолого-педагогических исследований. 2024. № 3(4). С. 60–69.

6. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика: методики и тесты. Самара : БАХРАХ-М. 2002. 667 с.

7. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М. : Изд-во Моск. ун-та. 1982. 200 с.

8. Тюгаева Н. А., Гаврицкая А. А. Алгоритм формирования перцептивных способностей сотрудников уголовно-исполнительной системы // Человек: преступление и наказание. 2022. Т. 30, № 2. С. 249–254.

9. Пашукова А. Д., Гаврицкая А. А. Пробация как система психологической поддержки осужденных после отбывания наказания // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития : сб. материалов V Всерос. симпоз. с междунар. участием, посвященного 145-летию уголовно-исполнительной системы и 90-летию Академии ФСИН России, (Рязань, 11–12 апр. 2024 г.). Рязань : Академия ФСИН России, 2024. С. 320–324.

10. Тюгаева Н. А., Пантелеев Е. В., Гаврицкая А. А. Роль перцептивных способностей сотрудников отделов охраны уголовно-исполнительной системы в развитии их профессиональной пригодности // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2021. № 5(195). С. 524–539.


Войти или Создать
* Забыли пароль?