ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены теоретические основы психологической готовности курсантов к выполнению служебных обязанностей, произведен анализ ее структуры и факторов, влияющих на процесс формирования. Определены эффективные пути и средства ее развития в рамках обучения в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний. Рассмотрены ключевые компоненты психологической готовности, такие как мотивационный, познаватель- ный, эмоциональный и волевой, а также виды готовности: общая и ситуативная. Обсуждается значимость психологической готовности для успешного выполнения служебных обязанностей в условиях экстремальной деятельности с особым акцентом на важности подготовки курсантов к действиям в таких условиях. Выявлены основные факторы, влияющие на формирование психологической готовности, а именно: образовательная среда, профессиональная мотивация, психологическая устойчивость и социально-психологический климат. В качестве ключевых путей формирования готовности рассматриваются активные методы обучения, включая тренинги и деловые игры, а также роль психологического обеспечения в образовательных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний.

Ключевые слова:
психологическая готовность, курсанты образовательных организаций ФСИН России, профессиональная деятельность, экстремальные условия, ситуативная готовность, мотивация, стрессоустойчивость, тренинги, деловые игры, психологическое сопровождение, образовательная среда
Список литературы

1. Романов А. А. Основные направления современных педагогических исследований // Векторы психолого-педагогических исследований. 2023. Т. 1, № 1. С. 10–17.

2. Военно-психологический словарь-справочник / под общ. ред. Ю. П. Зинченко. М. : ИД Куприянова, 2010. 592 с.

3. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб. : ИГУП, 1999. 592 с.

4. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности : монография. Минск. : БГУ, 1978. 182 с.

5. Башук Е. Н., Орлов А. В. Особенности проявления трудовой мотивации в различных профессиональных группах // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2014. № 4(36). С. 25–36. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-trudovoy-motivatsii-v-razlichnyh-professionalnyh-gruppah (дата обращения: 06.05.2025).

6. Росина Ю. С., Жильников Т. А. Модели принятия решений в деятельности заместителя командира взвода образовательной организации ФСИН России // Теория и практика социогуманитарных наук. 2025. № 1(29). С. 86–91.

7. Киселев А. М. О роли специальной тактики в формировании психологической готовности к действиям в экстремальных ситуациях // Прикладная юридическая психология. 2024. № 4(69). С. 66–72.

8. Цуканов И. А., Шабанов Л. В. Проблема определения термина «психологическая готовность» к деятельности в экстремальных условиях // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11, № 4.

9. Межуев А. В. Формирование готовности к жизнедеятельности в образовательной среде военного вуза у курсантов младших курсов : автореф. дис. ... канд. пед. наук. M., 2008. 22 с.

10. Николаев С. А. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной готовности курсантов военного вуза // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 2. URL: https://human.snauka.ru/2021/02/39617 (дата обращения: 06.05.2025).

11. Жильцова Ю. В. О развитии психологической устойчивости курсантов Академии ФСИН России // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2020. № 9(187). С. 464–466. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-razvitii-psihologicheskoy-ustoychivosti-kursantov- akademii-fsin-rossii (дата обращения: 06.05.2025).

12. Мазеина О. Н. Социально-психологические особенности становления личности курсанта в период обучения в образовательных учреждениях ФСИН России // Теория и практика социогуманитарных наук. 2019. № 3(7). С. 58–65. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-osobennosti-stanovleniya-lichnosti-kursanta-v-period- obucheniya-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah-fsin (дата обращения: 06.05.2025).

13. Перетягина А. А. Благоприятный социально-психологический климат в коллективе учебно-строевых подразделений как фактор повышения эффективности подготовки будущих сотрудников ФСИН России // Актуальные вопросы права, психологии, педагогики и экономики : сб. науч. тр. профессорско-преподавательского состава ВИПЭ ФСИН России / под общ. ред. В. Н. Некрасова : в 2 ч. Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2021. Ч. 2. С. 69–74.


Войти или Создать
* Забыли пароль?