Брянск, Россия
УДК 371.12 Преподавательский и воспитательский состав учебного заведения
Идеи зарубежных и отечественных ученых о потенциале профессии учителя могут рассматриваться в качестве основы стратегических задач развития современного образования. Анализ богатейшего наследия педагогической науки позволяет подчеркнуть его гуманистическую направленность и перспективные идеи о разностороннем развитии личности, что может рассматриваться как фундамент и основной источник функционирования образования. Деятельность школьного учителя строится на основе реализации личностно-ориентированного, деятельностного, аксиологического, диалогового, творческого подходов в образовании, что позволяет организовать оригинальный педагогический процесс, развивать креативность личности, использовать цифровизацию, ресурсы диалогического пространства образования, педагогических событий, стимулирующих стандартные и нестандартные решения. Объектом исследования в настоящей статье является профессиональная деятельность современного учителя в образовательной системе на основе традиционных и инновационных идей выдающихся исследователей прошлого и настоящего. Цель исследования – выявить и научно аргументировать теоретические основы педагогической деятельности современного учителя.
педагогическая миссия, учитель, типы учителя, качества современного педагога, нравственно-духовный потенциал учительского труда
1. Антюхов А. В., Асташова Н. А., Бондырева С. К. Стиль педагогической деятельности и организация образовательного процесса // Подготовка профессионала XXI века: теоретические поиски и эффективные практики : монография / под ред. А. В. Антюхова, С. К. Бондыревой. М. ; Брянск : МПСУ ; РИО БГУ, 2020. С. 39-53.
2. Асташова Н. А., Асташов Н. А. Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие. Брянск : БГПУ, 2001. 169 с.
3. Асташова Н. А. Аксиологический потенциал наследия К. Д. Ушинского как условие подготовки современного учителя // Психолого-педагогический поиск. 2014. № 2(30). С. 107-117.
4. Асташов Н. А. К вопросу об актуальном прочтении основ педагогической концепции К. Д. Ушинского // Асташов Н. А. Избранные произведения: монография, научные статьи, стихи / сост. Н. А. Асташова. Брянск : Десяточка, 2013. С. 170-172.
5. Климов Е. А. Введение в психологию труда : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Академия, 2004. 334 с.
6. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие / сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М. : Педагогика, 1989. 416 с.
7. Костяшкин Э. Четыре типа педагогов // Народное образование. 1981. № 8.
8. Маркова А. К. Психология труда учителя. М. : Просвещение, 1993. 192 с.
9. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М. : Дело, 1994. 216 с.
10. Рубинштейн М. М. Проблема учителя : учеб. пособие. М. : Академия, 2004. 176 с.
11. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Ушинский К. Д. Избранные труды : в 4 кн. / сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э. Д. Днепрова. М. : Дрофа, 2005. Кн. 1 : Проблемы педагогики. С. 191-239.
12. Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы // Ушинский К. Д. Избранные труды : в 4 кн. / сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э. Д. Днепрова. М. : Дрофа, 2005. Кн. 1 : Проблемы педагогики. С. 12-32.
13. Ушинский К. Д. Родное слово (книга для учащих) // Ушинский К. Д. Избранные труды : в 4 кн. / сост., ст., примеч. и коммент. Э. Д. Днепрова. М. : Дрофа, 2005. Кн. 2 : Русская школа. С. 227-301.
14. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Ушинский К. Д. Избранные труды : в 4 кн. / сост., ст., примеч. и коммент. Э. Д. Днепрова. М. : Дрофа, 2005. Кн. 3 : Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. С. 7-314.
15. Юзефавичус Т. А. Педагогические ошибки учителей и пути их предупреждения. М. : МПУ, 1998. 63 с.
